В одиночку разжечь пламя системных изменений невозможно. Если секреты эффективности успешных организаций станут известны широкой аудитории, то инновационные и проверенные сценарии решения социальных проблем быстро найдут достойное применение или получат вторую жизнь. Чтобы воплотить эту стратегию, глава международной организации Splash Эрик Стоуи (Eric Stowe) предлагает участникам социальных преобразований воспользоваться тремя советами.
- Добивайтесь успеха. Самые эффективные организации – такие как Malaria No More («Нет малярии») или Water for People («Вода для людей») – когда-то создали Теории изменений, отработали механизмы фандрайзинга, неоднократно проверили и скорректировали свои программные стратегии, и в итоге получили успешные модели решения проблем. Настало время поделиться результатами этой работы с активными сторонниками общественного прогресса.
- Размещайте обучающую информацию в открытых источниках. Следует понимать, что раскрытие секретов эффективности – это не просто публикация «принципов успеха» на веб-сайте организации, и не только презентация обзорной «теории развития» в годовом отчёте. Чтобы кто-то другой смог воспроизвести вашу модель, необходимо подробно описать «этапы эволюции» и оснастить их инструментами практического характера. Кроме, того контент должен быть максимально привлекательным — чтобы пользователи захотели его… стащить!
- Поощряйте плагиат. Если тиражирование успешной практики является для организации одним из ключевых приоритетов, то интерес «вторичных двигателей прогресса» необходимо культивировать. Для этого вокруг публикации следует создать большой ажиотаж, чтобы потенциальные пользователи модели захотели стать обладателями заветного знания.
Когда доноры и НКО рассуждают об «увеличении масштабов воздействия на общество» («scaling impact»), они, как правило, имеют в виду «повышение эффективности конкретной организации», а не решение социальной проблемы «всем миром». Предложенная выше стратегия не отдаёт предпочтения отдельным организациям или новейшим разработкам. Идея заключается в активной рекламе существующих (не только новых) эффективных практик, которые помогут некоммерческим организациям (a) не повторять пройденный кем-то путь, и (b) двигаться дальше с глубоким осознанием собственных и коллективных целей.
Источник: Stanford Social Innovation Review