Слияние НКО: конец жизни или свет в конце тоннеля?

В филантропическом секторе становится меньше ресурсов, и американские фонды усиливают пропаганду слияния некоммерческих организаций. Но НКО не спешат менять свой жизненный уклад, не имея представления о последствиях столь радикального изменения. Чтобы прояснить картину, консалтинговая организация MAP for Nonprofits из Миннесоты (США) в 2012 году изучила 41 историю слияния НКО в своём штате. 

Команда проекта провела фокус-группы с ключевыми участниками процесса слияния — с директорами, донорами, юристами, консультантами и т.д. — и сформировала выборку из случаев слияний за период с 1999 по 2010 гг. Далее, по итогам более 200 телефонных интервью и анализа Форм налоговой отчётности-990 были определены причины слияния, предпосылки успешного слияния, ключевые показатели успеха, а также изменения, произошедшие после объединения организаций по прошествии трёх лет:

Причины слияния НКО:

  • 93% организаций, которые приняли решения о слиянии, стремились увеличить объём услуг;
  • 93% планировали обеспечить финансовую устойчивость одной из партнёрских организаций;
  • 75% спасали услуги, которые иным образом сохранить не удавалось;
  • Тех, кто хотел спастись от надвигающегося финансового кризиса, оказалось всего 37%;
  • 56% решили с помощью слияния увеличить масштабы деятельности и освоить новые рынки, а 29% НКО были заинтересованы в расширении спектра услуг для своих потребителей;
  • Всего 17 из 41 НКО стремились увеличить количество  доноров, 8 организаций — приобрести новые компетенции, и 5 НКО – получить дополнительные помещения.
Факторы и предпосылки успешного слияния:

  • В 85% случаев успех слияния обеспечила активная позиция руководства организаций;
  • Надёжные деловые связи меду руководителями организаций (до слияния) стали фундаментом положительных изменений  после слияния, таких как – сохранение услуг, улучшение имиджа и финансовая стабильность;
  • Советы директоров в редких случаях единодушно поддерживают идею слияния, но их активное участие в обсуждении на самых ранних этапах впоследствии способствует улучшению имиджа и репутации объединённой и обновлённой НКО;
  • Если НКО определяют ожидаемые преимущества до слияния, то после объединения существенно укрепляют организационный потенциал;
  • Угроза финансовой стабильности НКО ускоряет и облегчает процесс интеграции организационных культур;
  • Вовлечение рядовых сотрудников в процесс слияния способствует достижению лучших результатов.
Ключевые показатели успешного слияния:

  • Улучшение имиджа, репутации либо усиление общественной поддержки;
  • Сохранение / расширение спектра услуг либо расширение масштабов деятельности;
  • Повышение качества работы;
  • Повышение эффективности организации;
  • Укрепление финансовой стабильности НКО;
  • Развитие организационной культуры.
Финансовые результаты:

  • Сразу после слияния улучшение коэффициента задолженности наблюдалось в 48% случаев, а в дальнейшем 86% организаций сохраняли стандартный коэффициент 2:1;
  • В 52% НКО улучшилось обеспечение ликвидными денежными средствами, но сохранять на своих счетах резервные средства для непредвиденных расходов (в течение разрешённых трёх месяцев) смогли только 38% организаций;
  • 52% НКО пожаловались на снижение объёма доходов в виде грантов (именно этого опасается большинство организаций), однако общая сумма грантов, полученных всеми участниками исследования, свидетельствует о повышении данного вида поступлений на 9%;
  • 62% респондентов повысили доходы от оказания услуг (общий показатель отражает увеличение на 12%);
  • 67% организаций наблюдали одновременное увеличение объема расходов (общий показатель — 8%) и доходов (так же на 8%).

Исследование показало, что слияние НКО – это сложный процесс, требующий реальной оценки ожидаемых финансовых результатов, которые могли бы стать надёжной платформой для достижения социальных целей. Однако в большинстве случаев НКО улучшили практику оказания услуг, но не увеличили суммы грантов и пожертвований. Это означает, что фондам следует точнее обозначить свои обязательства, прежде чем разворачивать широкую агитационную кампанию за слияние НКО.

Источник: Nonprofit Quarterly

 

Добавить комментарий