Особенности экосистем, способствующих инновациям и экономическому росту

В каждом городе, округе или регионе есть талантливые 43_8люди, ценные ресурсы, активы и доступные рынки. Однако не все территории способны процветать на протяжении долгих лет, как это, например, удаётся американской Кремниевой долине. Чтобы раскрыть секрет успеха, ученые, представляющие разные сферы деятельности, изучили передовой опыт развития сообществ и обнаружили пять неэкономических факторов, влияющих на экономические процессы современного общества. 

  1. Социальные сети. Для ведения хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, земля, капитал и (по мнению многих) технологии. Таков традиционный взгляд на экономику сообществ. Однако психологам удалось собрать множество фактов, свидетельствующих о том, что возможность создания социальных благ зависит не только от материального вклада в систему, но также от характера взаимоотношений между людьми, который определяет способность и готовность членов сообщества к совместной работе и творчеству.
  2. Команды. Исследования в сфере дизайна показали, что на формирование экономической стоимости заметно влияют отношения между членами команд. В частности, выпускник Стэнфордского университета (The Stanford University) Грегори Кресс (Gregory Kress) и его наставник Лэрри Лайфер (Larry Leifer) недавно обнаружили, что одним из важнейших источников эффективности является способность людей к сопереживанию. Помимо этого, практика показала, что чем разнообразнее состав коллектива (по профессиональным и личным качествам людей), тем выше отдача от его деятельности.
  3. Идентификация. В процессе идентификации индивид формирует установки экономического поведения, основываясь на важном решении относительно своей роли и готовности присоединиться к определённой группе (команде). При этом люди, как правило, делают главную ставку не на свои знания или навыки, а на то, что психолог из Сэнфорда Альберт Бандура (Albert Bandura) называет «верой в эффективность собственных действий» (self-efficacy). Применяя этот термин к большим группам и сообществам, ученый показывает, что разная степень этой «веры в себя» приводит к тому, что сходные по своим характеристикам города, регионы или страны добиваются разных экономических результатов.
  4. Доверие. Исследователи в сфере права склоняются к тому, что процессы создания экономической стоимости тесно взаимосвязаны с культурными обычаями и неписаными правилами общения людей между собой. Достаточно ли простого рукопожатия, чтобы между участниками хозяйственной деятельности возникло столь необходимое доверие, или без контракта не обойтись? Предприниматели Кремниевой долины, например, не боятся обсуждать планы без письменного договора, а за пределами этого удивительного сообщества культура иная — юристы неустанно составляют договоры.  То есть, обычаи могут ускорять либо замедлять экономические процессы.
  5. Окружающая среда. Биологи считают, что экологическая обстановка побуждает людей к определённым действиям; действия меняют представления членов общества о социальных ролях и принадлежности к группам; механизмы идентификации преобразуют культуру; культура стимулирует инновации; инновации повышают производительность; и, наконец, производительность меняет состояние окружающей среды. На каждом этапе данного сценария возникают новые идеи, компании и продукты. Появление инноваций, в свою очередь, превращает экономику в неконтролируемую экосистему, сравнимую с тропическими лесами. Такие лесные массивы растут сами по себе (не по плану), и чем лучше экология, тем стабильнее их рост – из года в год.

Всё вышесказанное означает, что законотворцам и лицам, принимающим решения, следует уделять больше внимания развитию взаимодействия между различными субъектами хозяйственной деятельности. Люди уважают тех, кто уважает их интересы. Поэтому изменение отношения к вопросам развития коммуникаций может сослужить хорошую службу — восстановить доверие граждан ко всем игрокам (органам власти, бизнесу и участникам социальных преобразований) и повысить качество жизни многих сообществ.

Источник: Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий