Практическая ценность «Показателей 3.0» для сферы преобразующих инвестиций

Американские игроки рынка 553социальных инвестиций, действующие в сфере развития малого и среднего бизнеса в странах с низкими доходами, сформировали общий взгляд на измерение эффективности программ и стандартизировали понятийный аппарат. Теперь настало время для тщательной проработки показателей, которые тоже прошли определенные этапы эволюции. Эксперты данных организаций размышляют о том, какими должны быть единые показатели, и как они могут поспособствовать выполнению общих целей.

Три этапа эволюции показателей:

  • Показатели 1.0: Подотчетность. Получатели социальных инвестиций (СИ) разрабатывают индикаторы для оценки прогресса в достижении краткосрочных и долгосрочных целей, а финансирующие стороны желают видеть объемную картину результатов.
  • Показатели 2.0: Единые стандарты. Формируется потребность в сравнительном анализе и применении полученных данных для привлечения капитала в сферу социальных преобразований. Данный запрос становится стимулом для разработки «общей системы измерения / оценки» социальной и экологической эффективности инвестиций (shared measurement system) и создания базы данных IRIS (Impact Reporting and Investment Standards) [1].
  • Показатели 3.0: Создание ценности. Это новый этап развития, в ходе которого инвесторы и получатели поддержки должны (1) свести воедино социальные, операционные и социальные показатели, и (2) освоить оценочную практику, которая будет учитывать потребности ключевых стейкхолдеров и ориентироваться на решение задач коллективного обучения.

Эксперты предполагают, что через несколько лет Показатели 3.0 станут для субъектов рынка СИ неотъемлемой частью повседневных рабочих процессов, и будут содействовать достижению общих целей посредством проведения оценочных исследований разного уровня:

  1. Измерения организационного уровня. Хорошим примером подобной работы может послужить опыт некоммерческого фонда Root Capital (США), который предоставляет займы сельскохозяйственным предприятиям Африки и Латинской Америки. Чтобы оценить результативность инвестиций (вместе и по отдельности), специалисты организации разработали дэшборды, в которых представлены как социальные, так и экономические показатели, позволяющие «корректировать курс» и принимать обоснованные стратегические решения.
  2. Измерения экосистемного уровня. На уровне сектора Показатели 3.0 расширяют радиус действия Показателей 2.0 и демонстрируют охват аудитории и/или масштабы деятельности группы субъектов рынка СИ. Однако следует понимать, что агрегированные показатели обладают определенной ценностью только в том случае, если сбор данных осуществляется с конкретными целями. Например, южноафриканская НКО Catalyst for Growth запустила аналитическую платформу, чтобы обеспечить прозрачность работы бизнес-инкубаторов, привлечь инвесторов, и установить обратную связь с ключевыми стейкхолдерами.
  3. Оценка организационного уровня. Сбор данных в рамках оценочных исследований вносит вклад в создание общественных благ посредством проверки гипотез и демонстрации социального эффекта держателям капитала; совершенствования продуктов и услуг; и трансляции информации о потребностях населения заинтересованным сторонам — возможным соинвесторам.
  4. Оценка экосистемного уровня. Участники рынка СИ, которые работают вместе, могут формировать крупные массивы доказательной информации. Например, TheInitiativeforSmallholderFinance – совместная инициатива крупнейших фондов по финансированию малых фермерских хозяйств, запускает онлайн библиотеку The Smallholder Impact Literature Wiki, которая станет для фермеров источником материалов по теме эффективности, и будет способствовать выявлению лучших практик, ограничений и рисков.

Потенциал измерения и оценки результативности СИ пока не раскрыт, но эксперты уверено заявляют о том, что в ближайшие годы отдельные группы организаций продемонстрируют возможности применения Показателей 3.0 для обучения и стратегического планирования.

 Источники: Stanford Social Innovation Review

[1] Более подробное описание данного ресурса приведено в статье «Показатели социального эффекта для инвестиций нового типа», опубликованной в Дайджесте № 1 (31), январь 2013 г. 

Добавить комментарий