Мнение экспертов: накладные расходы не должны затмевать пользу для общества

Доноры часто выясняют, сколько центов от благотворительного доллара уходит на административные расходы, забывая спросить о социальном эффекте — полезной отдаче от использования каждого доллара. Иными словами, оценка финансовой и социальной эффективности НКО происходит без учёта важных для общества результатов. Желая изменить ситуацию, консалтинговая организация Bridgespan Group (США) провела опрос, который помог обнаружить источники проблемы и наметить пути её решения.

Опрос, в котором приняли участие лидеры 20 американских международных НКО, показал, что формированию объективного подхода к оценке затрат и достижений благотворительных организаций препятствует целый ряд неблагоприятных обстоятельств:

  • Фрагментарный характер систем измерения и оценки (M&Emeasurement and evaluation) не позволяет сравнивать опыт работы НКО в разных странах и/или показатели отдельных программ и проектов. О наличии единых показателей эффективности или руководящих документов (например, логических моделей) сообщили всего 32% опрошенных глобальных НКО.
  • Инвестиции в M&E недостаточны для того, чтобы «социальная эффективность благотворительного доллара» (impactperdollar) победила «процент накладных расходов».Всего треть НКО тратит на M&E рекомендованные экспертами 5-10% от бюджетов программ, а более половины организаций не смогли определить объём затрат на оценку, объяснив это отсутствием соответствующих документов либо распределением расходов по другим статьям.
  • Отсутствие единой системы учёта затрат и нехватка времени препятствуют формированию полноценного представления о реальной стоимости социальных преобразований. О наличии единых систем финансового учёта сообщили только 36% респондентов. Остальные пожаловались на несовместимость программ, которыми пользуются подразделения НКО в разных странах, а также на ряд других трудностей и нестыковок.  

Безусловно, те организации, которые ликвидируют последствия стихийных бедствий, влияют на законодательство или занимаются комплексным развитием местных сообществ, вряд ли смогут определить, насколько эффективным оказалось вложение каждого доллара. Но другим участникам социально значимой деятельности (включая НКО, которые получают измеряемые и более осязаемые результаты) эксперты предлагают действовать следующим образом:

  • В активную борьбу за популярность «социальной эффективности вложенного доллара» должны включиться авторитетные институты филантропии.
  • Советам директоров и другим стейкхолдерам некоммерческих организаций следует обеспечить оценочную деятельность долгосрочными инвестициями.
  • Рейтинговым агентствам (таким какCharity Navigator и GuideStar) стоит последовать примеру прогрессивных коллег (Give Well, 3ie) и переместить акцент с накладных расходов на главные достижения НКО – социальные результаты.

До повсеместного появления единых систем измерения и оценки пока далеко, однако численность сторонников нового критерия эффективности НКО растёт с каждым днём. Вполне возможно, что борьба с назойливым «процентом накладных расходов» скоро войдёт в историю и будет вспоминаться лишь как один из этапов эволюционного процесса оценочной практики.

Источник: Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий