Швейцарский финансовый конгломерат UBS в сотрудничестве с ведущими университетами Китая и США провёл исследование, которое установило интересный факт: желая укрепить общественное доверие, игроки социальной сферы Китая сделали «квантовый скачок», который стремительно приблизил филантропию страны к освоению современных форм поддержки общественно значимой деятельности. В частности, в отчёте подробно рассматривается китайская практика интернет-благотворительности, социального предпринимательства и социальных инвестиций.
- Добрые дела в режиме онлайн. Китайский интернет – это 600 млн пользователей, которым энтузиасты социального сектора постоянно предлагают возможности для участия в развитии общества [1]. Например, чтобы помочь сельским школьникам из малоимущих семей, журналист Ден Вей провёл онлайн кампанию «Бесплатный завтрак» и привлёк пожертвования на общую сумму в 1 млн юаней. А виртуальная платформа Zhihui, действующая как социальное предприятие, предоставляет пожилым людям беспроводные датчики, и с их помощью осуществляет мониторинг показателей сердечно-сосудистых заболеваний.
- Социальные предприятия (СП). На сегодняшний день в Китае нет официального определения СП, но зато на протяжении многих десятилетий действуют общественные предприятия (ОП), предоставляющие рабочие места социально уязвимым категориям населения. В середине 1990-х численность ОП достигла 60 000, а в период экономического спада сократилась примерно вдвое. Самым известным среди ОП является компания Канью, предлагающая услуги в сфере информационных технологий. Штат сотрудников организации на 95% состоит из людей с особыми потребностями, которые работают в 32 филиалах по всей стране.
- Инфраструктура развития СП. В прогрессивных регионах страны при поддержке государства создаются технопарки, стимулирующие инновационную деятельность, появляются бизнес-инкубаторы (Transist, Innovate99 и др.), консалтинговые фирмы и образовательные программы.
- Капитал для поддержки СП. В Китае постепенно формируется сообщество действующих и потенциальных социальных инвесторов. Интерес к «инвестициям, содействующим социальным преобразованиям» (impactinvesting) проявляют частные фонды (их примерно 1 500), органы власти муниципального уровня и крупные компании. Так, в 2012 году Шанхайское бюро по гражданским делам предоставило на создание Шанхайского фонда венчурной филантропии 5 млн юаней, а компания Lenovo вложила в СП почти 3 млн юаней.
- Задачи, требующие решения. Международные эксперты считают, что для развития СП и китайского рынка социальных инвестиций необходимо освоить опыт социальных облигаций (socialimpactbonds), предоставить преференции поставщикам «зелёной энергии», и устранить ограничения, препятствующие сотрудничеству между государством и частным сектором. Помимо этого, правительство должно принять законы, обеспечивающие благоприятные условия для деятельности СП, активнее поддерживать исследовательские и образовательные инициативы, и создавать интерактивные площадки для обмена знаниями и опытом.
В настоящий момент китайские СП и новые формы финансирования общественно значимых программ пребывают на раннем этапе развития, однако страна обладает огромным потенциалом, который однажды выведет её в мировые лидеры.
Источник: Alliance magazine
[1] Подробнее об этом можно узнать в статье «Онлайн филантропия покоряет сердца китайцев» (Дайджест №33, март 2013).