ВИРТУАЛЬНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

За несколько лет до появления в нашей жизни коронавируса исследователи активно заговорили о том, что многие граждане США – и, прежде всего, представители поколений «Y» (1981-2000 г.р.) и «Z» (люди, родившиеся после 2000 г.)

стремятся выбирать работодателей, которые демонстрируют высокую социальную активность и предлагают своим сотрудникам программы корпоративного добровольчества. Опрос, проведенный в 2018 году международной страховой компанией MetLife, показал, что 76%американцев ждут от  компаний существенного вклада в развитие местных сообществ. Во время вынужденной самоизоляции и расовых протестов подобные настроения заметно усилились: по данным Fidelity Charitable, в 2020 году более 40% респондентов решили посвятить волонтерству значительно больше времени, чем раньше. 

В связи с этим, многие учреждения начали искать для своих работников подходящие схемы, и, в частности, обратили внимание на успешный опыт команды Project HOPE — международной гуманитарной инициативы сферы здравоохранения, которая одной из первых подготовила медицинский персонал для борьбы с Covid-19 в городе Ухане. А когда вирус вырвался за пределы Китая и потребность в кадрах резко возросла, организация пригласила к сотрудничеству Фонд Medtronic (MF – The Medtronic Foundation) и социальное предприятие PYXERA Global. Партнеры помогли компании Medtronic наладить дистанционное обучение сотрудников, которые уже накопили достаточный опыт клинической работы и могли провести тренинги для других специалистов. Этот «корпус тренеров-волонтеров» провел серию онлайн мероприятий, в которых приняли участие около 300 представителей медицинских колледжей, больниц, экстренных служб и государственных учреждений, действующих на территории Бангладеш и Виргинских островов. А другие добровольцы занялись подготовкой видеороликов, посвященных изготовлению защитных масок, помогали музеям создавать онлайн коллекции, записывали обращения к населению и т.д. 

В целом для мобилизации волонтеров использовались следующие подходы: (1) подготовка лидеров местных добровольческих групп (379 чел. из 44 стран), которые своим примером вдохновляли других сотрудников на общение с пожилыми людьми по видеосвязи, на отправку писем в дома престарелых, и на другие добрые дела; (2) размещение на сайте фонда MF специальной ссылки на ресурс Volunteer Match, предлагающий широкий спектр индивидуальных добровольческих вакансий (онлайн занятия для детей, оказание продовольственной помощи малоимущим семьям, рассылка петиций против расизма и др.); (3)  расширение возможностей для профессионального волонтерства на основе ранее выполненных программ (оптимизация информационных систем и внутренних процессов медицинских учреждений в Индии и США); и (4) поощрение «повседневной доброты», которая нашла выражение в оказании бытовой помощи нуждающимся по месту жительства (компания зачла 825 часов, которые ее работники посвятили доставке продуктов соседям, чтению книг слабовидящим студентам, стрижке газонов и т.п.). 

По мнению сотрудников Medtronic, проявивших добрую волю в период пандемии, волонтерство приносит удовлетворение и пользу не только тем, кто получает помощь, но и тем, кто ее оказывает. Корпорации, в свою очередь, устанавливают с местными жителями доверительные отношения и формируют аудиторию лояльных потребителей. А благотворительные институты, которые разрабатывают для своих помощников разные сценарии и постоянно обновляют информацию о действующих программах, услугах и возможностях для сотрудничества, успешно взаимодействуют с корпоративными волонтерами на протяжении многих лет. Специалисты фонда MF, Проекта HOPE и многочисленные добровольцы убеждены в том, что преодоление кризиса зависит не только от решений и действий политиков, но также от готовности людей выручать друг друга и справляться с непредвиденными проблемами «всем миром». И если бизнес будет содействовать укреплению такого единства своими технологическими и человеческими ресурсами, то эффект будет более устойчивым, а жизнь общества нормализуется гораздо быстрее. 

Источники: The Stanford Social Innovation Review