
Ухудшение финансового положения некоммерческих организаций (и, прежде всего, небольших) волнует экспертов на всех континентах.
Оглянувшись на 10 лет назад, Эшли Хорси (Ashley Horsey), глава британской организации Commonweal Housing (оказывающей жилищную поддержку молодым мамам-бывшим заключенным) пришла к выводу, что в последние годы НКО стали более зависимы от государственных контрактов: по данным Национального совета добровольных объединений (NCVO), средства госбюджета являются для сектора одним из основных источников дохода. Принимая «королевские шиллинги» (как правило, ориентированные на краткосрочные и среднесрочные результаты) благотворительные институты начинают действовать по указке финансирующей стороны, отказываются от тестирования инновационных идей, и в итоге утрачивают свое главное преимущество – способность гибко реагировать на местные потребности. Экспертный семинар, прошедший в рамках Недели некоммерческих финансов (Charity Finance Week под эгидой авторитетного издания Civil Society Media), советует лидерам и попечителям НКО посвятить время разработке «стратегии финансовой стабильности», которая должна опираться на среднесрочное и долгосрочное планирование, учитывающее прогнозы фандрайзеров, аналитику, точные данные о затратах и четкие планы развития услуг. При этом следует иметь в виду, что финансовая стратегия коммерческих организаций не учитывает особенностей НКО-сектора, и все знания и компетенции, которыми могут обладать члены руководящих органов, нуждаются в адаптации к запросам конкретных НКО. Поэтому повышение финансовой грамотности совета директоров и штатных сотрудников следует возвести в ранг «задачи первостепенной важности». Этот список рекомендаций хорошо дополняют и расширяют публикации американских консультантов, обеспокоенных тем, что в экстренной ситуации почти 2/3 НКО способны продержаться на плаву не более 1,5 месяцев. Эксперты фонда SunTrust Foundation, «освещающего пути к финансовому благополучию НКО», в связи с этим предлагают:
- формировать резервы «на черный день», исходя из средних размеров ежемесячных административных расходов НКО (на электричество, связь, аренду и т.д.);
- привлекать и беречь талантливые кадры, чтобы обеспечить преемственность в случае перестановок в руководящем составе организации;
- постоянно снижать зависимость от грантов, увеличивая долю «заработанного дохода» — например, посредством создания продуктов, которые можно продать государственным учреждениям и частным компаниям;
- повышать «производственную эффективность» посредством снижения расходов – например, за счет освоения современных технологий и/или объединения ресурсов с другими НКО;
- правильно преподносить себя корпорациям, которые реализуют социально-значимые инициативы и нуждаются в местных некоммерческих партнерах.
Действуя подобным образом, НКО (которые сегодня вынуждены жить «от проекта до проекта») смогут переключить внимание на долгосрочные цели и посвятить себя реальным изменениям в обществе. В этом им также помогут благотворительные фонды, которые, по мнению экспертов, все чаще поддерживают «основную деятельность НКО» (core funding) и начинают осознавать ценность многолетнего финансирования, создающего благоприятные условия для развития услуг и поиска новых путей для выполнения социально-значимых миссий.
Источники: (1) The Chronicle of Philanthropy, (2) Civil Society Media Ltd, (3) Civil Society Media Ltd.