
В Соединенном Королевстве активно обсуждается новая редакция «Инструкций по финансовой отчетности некоммерческих организаций» (SORP – Statements of Recommended Practice), в которой учтены поправки к Закону о компаниях (The Companies Act) . Согласно новым требованиям, советы директоров (СД) крупных НКО (с доходами более 26 млн фунтов стерлингов, активами свыше 18 млн фунтов, либо со штатом сотрудников более 250 чел.) отныне будут отвечать не только за подготовку отчетов, но также за наладку и поддержание процессов, призванных обеспечить качественное управление доступными ресурсами и активами. На практике это означает, что отчеты должны объяснять, каким образом были изменены обязанности членов СД, и какая деятельность осуществлялась в течение года для решения конкретных задач. Речь идет о таких процессах, как (1) участие СД в продвижении миссии и целей НКО; (2) взаимодействие СД с сотрудниками и волонтерами (способы поощрения и выражения признательности); и (3) вовлечение в работу организации потребителей услуг, доноров, местных жителей и/или других стейкхолдеров. Многие аудиторы и эксперты оценивают нововведения весьма положительно, рассчитывая на усиление подотчетности НКО перед обществом. Однако есть и другие, не особо восторженные мнения. В частности, Марк Споффорт (Mark Spofforth), опытный финансовый советник консалтинговой фирмы Kreston Reeves, напоминает о том, что в 60-е годы многие НКО регистрировались как «компании с ответственностью, ограниченной гарантиями ее членов» (companies limited by guarantee) и должны были отчитываться по правилам, рассчитанным на игроков частного сектора. Стоит ли говорить о том, что отчетность о прибыли — поступающая от СД, который абсолютно не стремится к извлечению прибыли — выглядела несколько абсурдно. Поэтому в 1995 году появились первые Инструкции, которые разъясняли нюансы отчетности для отдельных секторов и сегментов деятельности. Эксперт признает, что последние обновления к «SORP для НКО» значительно улучшают отчеты в части раскрытия общих сведений об организации, ее финансовых показателей и подходов к принятию решений. Однако такие аспекты, как «ответственность за управление доверенными ресурсами», «социальная ценность результатов» и «анализ показателей социальной эффективности», намного лучше освещаются не в SORP, а в стандартах, которые были ранее разработаны для государственного сектора. Поэтому было бы более разумно взять за основу именно эту разработку международного уровня, которая по своему духу более созвучна с принципами работы Третьего сектора. Г-н Споффорт считает, что попытка выжать максимум из продукта, изначально предназначенного для мира корпораций (вместо того, чтобы отредактировать и адаптировать к потребностям НКО уже существующие качественные стандарты) является неоправданным распылением энергии и ресурсов. Тем не менее, он надеется на то, что Комиссия по делам благотворительности Англии и Уэльса (The Charity Commission) продолжит дискуссию о подотчетности и, рано или поздно, поможет НКО-сектору уйти от несовершенной концепции управленческой и финансовой отчетности.
Источники: (1) Civil Society Media Ltd, (2) Civil Society Media Ltd, (3) Civil Society Media Ltd