Прозрачность: руководство для доноров

Американские ресурсы GrantCraft и Glasspockets опубликовали пособие «Шаг к открытости: формирование отчётливого представления о прозрачности фондов» (Opening Up: Demystifying Funder Transparency), которое рассказывает о преимуществах раскрытия информации и предлагает ряд инструментов по усилению прозрачности. 

Прозрачный фонд – это организация, которая своевременно и в удобной / доступной форме делится со своими стейкхолдерами информацией о том, «что» она делает, «каким образом», и каких результатов добивается.

Основываясь на результатах опроса 700 профессионалов сферы филантропии и интервью с грант-мейкерами, авторы пособия определили пять преимуществ, которые являются весомыми аргументами в пользу прозрачности:

  1. Публикация информации о процессе работы по грантам экономит время и деньги за счёт сокращения числа заявок, которые не соответствуют приоритетам фондов.
  2. Распространение сведений о результатах грантов открывает возможности для обмена опытом с другими фондами и активизирует дискуссию о вариантах решения социальных проблем.
  3. Укрепление отношений с грантополучателями и другими стейкхолдерами стимулирует процессы взаимного обучения. Для этого особенно подходят сетевые форматы.
  4. Трансляция информации о передовом и неудачном опыте предотвращает ситуации, когда фонды вынуждены заново «изобретать колесо» и бесконечно учиться на одних и тех же ошибках.
  5. Открытое взаимодействие с помощью современных инструментов коммуникации создаёт возможности для получения актуальной информации «из первых рук», разработки программ с учётом мнений благополучателей, и укрепления общественного доверия.

Чтобы ускорить процессы усиления прозрачности, фонды могут воспользоваться инфографикой с пошаговыми инструкциями, а также успешными примерами из практики. Помимо этого, документ развенчивает мифы, о которых команде Glasspockets поведали пользователи сайта:

  • Миф 1. Прозрачность отнимает у сотрудников фонда много времени. Реальность: Действия, способствующие прозрачности, являются частью повседневной жизни грант-мейкера.
  • Миф 2. Внутренние отчёты не должны выходить за пределы организаций. Реальность: Фонды накопили огромный объём документации, в которой зафиксировано множество полезных сведений, выводов и наблюдений. Развитие цифровых технологий позволяет открыть хранилища знаний и поделиться ценной информацией с коллегами по сектору.
  • Миф 3. С появлением Формы обязательной налоговой отчётности № 990 все американские фонды могут считать себя прозрачными. Реальность: «Своевременность» и «доступность» информации являются основными признаками прозрачности, а Налоговая служба США (IRS) публикует сведения с задержкой на два года. Поэтому эксперты советуют фондам распространять актуальную информацию в режиме онлайн, либо размещать материалы на тех ресурсах, которые посещают получатели грантов и/или иные причастные стороны.
  • Миф 4. Максимальную пользу от прозрачности получают те субъекты, которые находятся за пределами сообщества фондов. Реальность: В пособии собраны ссылки на ресурсы и базы данных, которые (a) объединяют сведения многих фондов, (b) позволяют анализировать информацию по тематическим направлениям, географическим регионам и иным параметрам, и (c) принимать обоснованные решения относительно стратегий грант-мейкинга.
  • Миф 5. Если фонды будут публиковать информацию о неудачном опыте, то утратят доверие доноров и общества. Реальность: В пособии приведены примеры из жизни фондов, которые открыто обсуждают допущенные ошибки, и пользуются одобрением коллег и стейкхолдеров.

Руководитель инициативы Glasspockets Дженет Камарена (Janet Camarena) надеется на то, что пособие послужит информационным поводом для дальнейшего обсуждения проблем, касающихся раскрытия информации и открытости фондов, и приглашает читателей поделиться размышлениями в блоге Transparency Talk («Беседы о прозрачности»). 

Источники: The Nonprofit Quarterly,  GlassPockets

Добавить комментарий