Использование схемы «оплаты за успех» для более эффективной борьбы с длительной бездомностью в городе Сакраменто

Данный доклад отражает результаты исследования, проведенного по заказу муниципальной власти и местных организаций города Сакраменто (штат Калифорния)

с целью изучения проблем бездомных людей и оценки стоимости услуг, ориентированных на поддержку данной категории населения. Команда экспертов ознакомилась с разными видами программ и выяснила, что источником самых больших расходов – составляющих более 45 000 долларов на человека или 11 млн долларов в год (2016 г.) – является сравнительно небольшая группа бездомных «со стажем» (примерно 250 чел.).Похожие данные были получены и в других городах штата. В качестве выхода из ситуации авторы статьи посоветовали распространить успешную модель комплексной услуги, которая включает предоставление постоянного вспомогательного жилья и интенсивную ресоциализацию граждан с опытом длительной бездомности (Permanent Supportive Housing with Assertive Community Treatment). Эффективность этой программы многократно подтверждалась рандмизированными контролируемыми исследованиями (РКИ), которые проводились на протяжении многих лет.

Немаловажно, что эта модель не только социально эффективна, но и экономически обоснована: затраты на одного «сложного» клиента не превышают 11 000 — 13 000 долларов в год. А высокое качество работ обеспечивается за счет контракта, который госструктуры заключают с исполнителями программ на условиях «оплаты за успех» (Pay for Success) – то есть, переводят средства только в том случае, если оценка установит факт получения утвержденных результатов (outcomes).Тем не менее, исследователи отмечают, что социальная эффективность борьбы с бездомностью зависит не только от финансового обеспечения, но и от целого ряда других важных условий – таких как (а) вовлечение в дискуссию и совместная работа всех ключевых стейкхолдеров; (б) четкая постановка целей и тщательная проработка плана действий и показателей эффективности; (в) удобная система сбора, обработки и хранения данных; (г) равномерное распределение полномочий между причастными субъектами; и (д) наличие  управленческих компетенций, необходимых для исполнения контрактных обязательств. Основываясь на этих наблюдениях и выводах, эксперты порекомендовали городу Сакраменто активнее поддерживать жилищные программы для бездомных, сделать официальные данные более доступными для провайдеров услуг и оценщиков, и стимулировать обмен опытом между действующими программами.

[Using Pay For Success to Improve Outcomes for the Persistently Homeless in Sacramento] SocialFinance (США). Весна 2018