Американский Центр инноваций в сфере оценки (The Center for Evaluation Innovation) изучил практику 26 фондов и выяснил, что значительная часть опрошенных организаций проводит оценку в процессе стратегического планирования, но ожидаемой пользы зачастую не получает. Чтобы оценочная деятельность стала подлинным источником информации для обучения и повышения эффективности социальных преобразований, профессиональные оценщики рекомендуют воспользоваться тремя принципами «дизайнерского мышления» (design thinking).
- Внимание к интересам целевых аудиторий позволяет сделать пользователей «центром вселенной» и подчинить все задумки удовлетворению их потребностей. Применительно к оценке это означает, что команда организации должна определить конечных потребителей информации и руководствоваться их пожеланиями в процессе создания дизайна исследования, вёрстки планов по сбору данных, и анализа полученных сведений.
- Постоянная работа по выявлению скрытых потребностей является источником важнейшей информации, необходимой для разработки рекомендаций по улучшению программ. Чтобы получать такие сведения, оценщики должны следить за процессом сбора данных и своевременно корректировать его форматы и методики.
- Быстрое прототипирование (регулярное воссоздание и тестирование недорогих моделей или образцов конечного продукта) позволяет оценщикам проводить исследования с гибким дизайном и получать оперативный отклик относительно полученных результатов. Именно так работает «развивающая оценка» (developmental evaluation), которая изучает отношения между причастными сторонами и занимается поиском вариантов конструктивного взаимодействия. Оценочный процесс сопровождается регулярным выпуском кратких обзоров или меморандумов, и не требует подготовки большого годового отчёта. Например, развивающая оценка помогла Калифорнийскому фонду здравоохранения (The California Health Care Foundation) сформировать подборку из 50 эффективных и/или инновационных тактик грант-мейкинга. Инструменты хранятся в веб-пространстве и распределяются по тематическим разделам. Цель данной работы – обучение сотрудников и помощь в освоении лучших практик.
Если сотрудники, которые отвечают за оценочную деятельность, освоят дизайнерский подход, то члены коллектива и иные стейкхолдеры организации будут воспринимать оценку как творческое, увлекательное и (самое главное) полезное занятие, которое не отнимает время от основной работы, но вносит реальный вклад в выполнение социально значимой миссии.
Источник: Stanford Social Innovation Review