Оценка эффективности НКО: обучение превыше всего

Организации, которые занимаются «измерением и оценкой» с 100целью обучения, быстрее адаптируются к новым условиям и приносят своим благополучателям больше пользы, затрачивая меньшие ресурсов. Эксперты американской консалтинговой организации BridgespanGroup рассказывают об особенностях «измерения эффективности» (PM — performance measurement), практике построения внутренних процессов, и культуре обучения.

Прежде всего, «измерение эффективности» (PM) не следует путать с «оценкой воздействия на общество» (IE — impact evaluation), которая, как правило, устанавливает причинно-следственные связи между выполненными работами и полученным результатом, и ориентируется на широкую внешнюю аудиторию – на участников нормотворческого процесса, доноров, представителей науки и т.д. Что касается PM, то это управленческая практика, смысл которой заключается в постоянном улучшении организационных процессов, оперативной корректировке курса, и оптимальном использовании ресурсов в интересах благополучателей. Для решения этих задач лидеры и менеджеры могут использовать неофициальные источники информации, проводить фокус-группы, небольшие опросы конкретных аудиторий, дискуссии в коллективе и т.д.  А чтобы правильно настроить процессы PM, эксперты советуют воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Изначально ориентируйтесь на конечную цель. Проверочный вопрос: «Для кого работает организация, и каким образом планирует изменить жизнь потребителей услуг?»
  • Разработайте Теорию изменений или Логическую модель, чтобы зафиксировать целевую аудиторию, объём и характер услуг, промежуточные результаты и устойчивые изменения.
  • «Обкатайте» технологию обучения и практического применения полученных знаний:

—      Определите проблему (например, недостаточный интерес к программе или услуге);

—      Подтвердите её существование соответствующими показателями (такими, например, как посещаемость курсов или количество обращений за услугами);

—      На ближайшей планёрке проведите дискуссию и обозначьте 2-3 варианта решения проблемы;

—      Проведите эксперименты и выберите наиболее перспективный и удобный вариант.

  • Следите за тем, чтобы пользу от PM получали все участники, иначе практика не приживётся.
  • По мере развития PM формируйте постоянный пакет показателей, который поможет поставить работу «на рельсы» и сравнивать информацию с аналогичными данными других НКО.
  • Укрепляйте культуру обучающей оценки. Успех в данном случае зависит от действий руководства, которое должно найти для РМ время, ресурсы и предложить систему стимулов.

Развитию культуры измерения и оценки могут в значительной мере поспособствовать доноры. В частности, они могут публиковать успешные примеры из жизни НКО и поощрять грантполучателей, которые готовы учиться на своих ошибках и делиться уникальным опытом с коллегами по сектору.

 Источники: The Bridgespan GroupThe Nonprofit Times

Добавить комментарий