Нерегламентированные финансы и ошибки в отчетности: комментарии профессионалов

В октябре 2018 года британский журнал Charity Finance провел Неделю финансов благотворительной сферы (The Charity Finance Week), в рамках которой прошел профессиональный саммит и ряд других мероприятий, в которых приняли участие представители власти, экспертного сообщества, некоммерческих организаций и регулирующих органов. Одним из ярких событий Недели стала презентация результатов онлайн опроса 233 НКО, который показал, что всего лишь 1/3 институтов Третьего сектора (35%) не испытывает недостатка в средствах, необходимых для поддержания основной деятельности, включающей такие функции, как управление кадрами, обеспечение безопасности, укрепление информационно-коммуникационной и материальной базы, ведение бухгалтерского учета и другую работу «бэк-офиса». О дефиците «нерегламентированных финансов» (unrestricted funds), позволяющих организациям распоряжаться ресурсами по своему усмотрению и работать в нормальном режиме, сообщили 63% респондентов. При этом самые большие проблемы возникали у малых НКО с годовыми доходами до 500 000 фунтов стерлингов (на трудности пожаловались 81% опрошенных в данной группе). Последствия такого положения дел проявляются в том, что НКО (а) проводят внутренние проверки финансово-хозяйственной деятельности всего один раз в 1,5 года и не успевают пресекать возможные нарушения; (б) не могут настроить кадровый учет и допускают много ошибок; и (в) пользуются морально устаревшим оборудованием, которое замедляет оргпроцессы и вынуждает нанимать специалистов на полную ставку при объеме работ на 50% рабочего времени. Глава Фонда банка Lloyds в Англии и Уэльсе (The Lloyds Bank Foundation for England and Wales) Пол Стритс (Paul Streets) считает, что виновниками сложившейся ситуации являются не только финансирующие стороны, но и сами благотворительные организации: «Если вы сами не попросите денег на текущие расходы, то вам их никто не даст, и в таком случае вы ‘потонете’ вполне заслуженно… Мы работали с НКО, которые получали отказы. Они разворачивались и уходили, а государственные департаменты потом звонили, просили вернуться и признавались: ‘Вы нам очень нужны’… НКО более влиятельны, чем кажется. И сектору пора воспользоваться этой властью». Эксперта и его коллег беспокоит тот факт, что инициатива по оказанию «финансовой помощи общего характера» чаще всего исходит от институциональных доноров, а некоммерческие советы директоров (СД) в основном безмолвствуют. И, как оказалось, причина бездействия во многом объясняется недостаточными компетенциями в сфере финансового управления. Об этом свидетельствуют результаты изыскания, проведенного Комиссией по делам благотворительности (The Charity Commission). Анализ 106 годовых управленческих отчетов НКО (с доходами более 500 000 фунтов) показал, что большинство СД очень слабо разбираются в финансовых вопросах. Так, многие изученные организации не увидели особой разницы между «резервами» (reserves) и «нерегламентированными финансами» (о том, что такое «резервные фонды», хорошо осведомлены только 22% СД), 30% СД допустили ошибки в расчетах стоимости основных средств (fixed assets) и целевых фондов (designated funds), и примерно третья часть НКО вообще ничего не указала в соответствующих строках. Со всеми требованиями полностью справились всего лишь несколько крупных институтов. В качестве краткосрочной меры Комиссия разослала копии аналитического отчета всем изученным НКО, а впоследствии решила обновить специальное руководство, которое, как ожидается, поможет высшим руководящим органам постичь нюансы некоммерческих финансов, корректно отчитываться перед регулятором, и строить диалог с донорами более убедительно — опираясь на тщательно выверенные цифры, расчеты и продуманные планы.

 

Источники: Civil Society Media Ltd, (1) (2) (3) .

Добавить комментарий