И снова о филантропии в Пакистане…

Пакистан – щедрая страна: ее показатель благотворительности составляет около 1% от ВВП. Этот факт ставит ее в один ряд с такими богатыми державами, как Соединенное Королевство (1,3% от ВВП) или Канада (1,2%). Исследование, проведенное Пакистанским центром филантропии (The Pakistan Centre for Philanthropy)[1], показало, что население страны ежегодно расходует на добрые дела около 240 млрд рупий (или более 2 млрд долларов). Пожертвования осуществляются в виде денежных взносов, материальной помощи или добровольческой деятельности, продиктованной культурой ислама с ее традиционными формами поддержки нуждающихся – «закат» (обязательная регулярная передача части доходов бедным людям), «фитр» (обязательная милостыня в конце месяца Рамадан) и «саадака» (необязательное, но богоугодное деяние). Особенность этих практик заключается в том, что пожертвования поступают людям или семьям напрямую, минуя благотворительные организации. Некоторым исключением из этого правила являются состоятельные люди, которые жертвуют средства как частным лицам, так и организациям. И чем выше индивидуальные доходы, тем активнее доноры общаются с фондами и НКО. Однако чаще всего граждане поддерживают беднейшие слои населения маленькими суммами, которые позволяют реагировать на внешние проявления бедности, но не устраняют ее причины. Проблема усугубляется тем, что гражданские объединения не имеют систем, позволяющих собирать небольшие пожертвования, а религиозные организации, напротив, отлично справляются с этой задачей — проводят сбор во дворах, на улицах, в мечетях и медресе. В итоге львиная доля благотворительных ресурсов поступает институтам духовной сферы, которые, помимо прочего, пользуются очень высоким общественным доверием. Все эти обстоятельства затрудняют участие Пакистана в выполнении Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals), утвержденных странами-членами ООН в 2015 году, и тем самым возводят «институционализацию филантропии» в ранг приоритетов национального масштаба. Чтобы откликнуться на этот вызов, некоммерческим организациям придется действовать более активно — формировать сети единомышленников и сторонников, проводить фандрайзинговые мероприятия в местных сообществах, и уделять больше внимания разъяснительной работе, создающей у людей положительный образ НКО и сектора в целом.

[1] С кратким обзором некоторых выводов исследования можно также ознакомиться в статье «Филантропия частных лиц в Пакистане». См. Дайджест № 73 — 2017

Источник: The Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий