Лидерство – важный фактор социальных преобразований

Некоммерческое сообщество всех стран и континентов безусловно верит в общественный прогресс, но при этом понимает, что динамика и эффективность преобразований во многом зависит от лидерской практики, точнее, от ее этоса – убеждений, обычаев и интенций, характеризующих культуру и моральный дух определенной группы людей. Чтобы задать процессам культурного роста НКО необходимый импульс и вектор, консультанты американской организации CompassPoint проанализировали опыт «продвинутых» благотворительных институтов, и обозначили перспективы развития этосов на четырех уровнях лидерства:

  1. Индивидуальный уровень: осознание сотрудниками собственной идентичности по таким признакам, как раса, класс, профессия, опыт, авторитет и т.д. Чтобы устранить противоречия, некоторые НКО приглашают коучей, которые помогают членами коллектива преодолевать недопонимание и формировать «единство разных идентичностей».
  2. Совместное лидерство: умение разделять полномочия и ответственность с другими людьми. Передать кому-то другому бразды правления (или хотя бы часть своей власти) бывает непросто, но этому надо учиться — потому что это шаг к построению конструктивных отношений между командами, сотрудниками и советами директоров. Для этого хорошо подходит методика «создания альянса» (designing the alliance), позволяющая менять качество связей между людьми с учетом их убеждений, ценностей и возможных реакций на различные обстоятельства.
  3. Организационный уровень: представление об НКО как о новаторской лаборатории, постоянно совершенствующей свои структуры, политики и практики. Если организация желает улучшить результаты своей работы, то ее этос должен трансформироваться сообразно новым задачам. Для этого необходимо пересматривать подходы к развитию человеческих ресурсов и оплате труда, процессы коммуникации внутри организации и за ее пределами, и способы информирования стейкхолдеров о результатах и социальных эффектах.
  4. Лидерство на уровне отрасли или сферы деятельности: готовность обновлять и совершенствовать жизненный уклад «некоммерческого промышленного комплекса» (точно так же, как мы этого ждем от других секторов и объединений). Такая готовность обычно находит отражение в повседневных процессах принятия решений и умении корректировать собственные привычки и тактики. НКО должны четко понимать, какие ресурсы и партнеры им необходимы для достижения целей, а влиятельные институты филантропии, в свою очередь, должны быть готовы к финансовым рискам во имя положительных изменений в обществе.

Ценность данного обзора заключается в том, что тема лидерства обсуждается с позиции перспектив и возможностей для развития. По мнению британского эксперта Линн Берри (Lynne Berry), в последнее время в рассуждениях о лидерстве слишком часто звучат нотки безысходности и пессимизма, и считает такую тональность недопустимой. «Я не хочу, чтобы история нашего лидерства повествовала о том, какой властью обладают другие сектора, и как они пренебрегают интересами НКО-сектора. Пусть это будет рассказ о том, чего мы уже добились, и как много еще сделаем для общества в будущем».

Источники: The Nonprofit Quarterly

Добавить комментарий