Масштабирование успешных социальных моделей: опыт крупного фонда

Фонд Уоллеса (The Wallace Foundation; США) опубликовал отчет «Стратегии широкого внедрения социальных программ: способы, партнерство и точность воспроизведения» (Strategies to Scale Up Social Programs: Pathways, Partnerships and Fidelity), посвященный «масштабированию» лучших практик благотворительных организаций. Авторы документа определили данное понятие как «процесс существенного увеличения количества подтвержденных случаев выполнения успешной программы, нацеленный на увеличение числа получателей услуг и создание сопоставимого объема общественных благ». Эксперты Мичиганского государственного университета (The Michigan State University; США) изучили опыт 45 грантополучателей фонда, и обозначили три основных механизма, которые использовались для тиражирования эффективных моделей:

  • Создание филиалов (branching). Чтобы расширить масштабы деятельности, все изученные организации сферы образования (10 НКО) и некоторые социальные учреждениязанимались созданием местных филиалов. Для реализации этих планов им потребовалось от 10 до 12 лет (с момента создания НКО). Эта схема оказалась особенно популярной среди «не-исследовательских» организаций, ориентированных на результаты практического характера.
  • Франчайзинг/аффилирование (franchising/affiliation). Предоставление права на использование бренда местным партнерам и дальнейшее информационно-методическое сопровождение работ способствовало наилучшей адаптации программ к новым условиям. На реализацию этой схемы у большинства из 20 НКО ушло примерно 11-12 лет, однако пять организаций справились за 5 лет.
  • Дистрибуция (distribution). Сообщество исследовательских институтов, заинтересованных в распространении знаний, отдавало явное предпочтение стратегическому партнерству (или модели дистрибуции). Десять из 13 организаций воплотили эту схему в среднем за 10 лет.

Отчет также включает обзор спорных моментов, среди которых самым сложным и обсуждаемым оказался вопрос о реформировании систем за счет масштабного внедрения передового опыта. Эксперты отметили, что среди изученных практик была выявлена только одна инициатива, которая вышла на уровень национальной политики. Это программа доступного жилья Housing First, которая  стартовала в 1992 году в Нью-Йорке, а сегодня способствует решению проблемы бездомности не только в США, но и в Канаде. В силу того, что НКО нередко занимаются оказанием услуг по заказу государства, подобные достижения, как правило, являются общей заслугой – результатом межсекторного партнерства. Но чтобы понять, насколько масштабирование оправдывает ожидания всех заинтересованных субъектов, необходимо проводить оценку программ, уделяя особое внимание сравнительному анализу системных показателей в различных сегментах общественной жизни. Так считают авторы отчета и профессиональные обозреватели НКО-сектора.

Источники: The Nonprofit Quarterly

Добавить комментарий