«Портфель» партнерских практик – основа успеха социальных инноваций

Автомобильный ремень безопасности стал для нас привычным атрибутом повседневной жизни. Сегодня уже трудно представить, что использование этого простого и гениального изобретения, ежегодно спасающего тысячи жизней, является результатом многолетней неустанной работы исследователей, законодателей, предприятий автопрома и общественных организаций:

  • Сначала правозащитники добились того, что разработка, подтвердившая свою эффективность, получила статус «стандартного оборудования транспортного средства».
  • Данное обстоятельство стало стимулом для наращивания объемов производства и привлечения инвестиций для выпуска и повышения комфортности ремней.
  • Затем вступила в дело социальная реклама и новая серия национальных и региональных законов, убедившая людей заботиться о своей жизни.
МОДЕЛИ УЧАСТИЯ КОРПОРАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЯХ:

·         Транзакционные отношения – конкурсное распределение заказов на выполнение работ/оказание услуг, либо обеспечение доступа [разработчикам социальных инноваций] к интеллектуальной собственности и иным ресурсам корпораций или органов власти.

·         Корпоративная филантропия – поддержка полезных для общества проектов, которая может выражаться в перечислении благотворительных средств, безвозмездном оказании услуг, предоставлении пожертвований в виде продукции или скидок на определенные категории товаров.

·         Вовлечение работников в социально значимую практику – реализация корпоративных программ, обеспечивающих использование профессиональных знаний, навыков и/или времени  сотрудников в интересах общества.

·         Корпоративная социальная ответственность – непосредственное участие в разработке социально значимых программ (и/или поддержка таких инициатив), а также проведение маркетинговых мероприятий либо иных акций, позволяющих компании воплощать свое стремление к общественному служению.

·         Общая ценность партнерство, генерирующее измеримую пользу для бизнеса посредством реализации коммерческих проектов, содействующих решению социальных проблем.

Этот хрестоматийный пример повествует о том, что результат распространения социальной инновации зависит от успешного использования целого комплекса (или «портфеля») партнерских моделей, основанных на участии разных субъектов. Проблема заключается в том, что создать эффективное партнерство очень сложно. Данная работа требует от причастных сторон доброй воли, умения договариваться, готовности идти к поставленной цели невзирая на трудности, и множества других компетенций и качеств, имеющих значение в каждом отдельном случае. Все эти аспекты и нюансы постоянно обсуждаются в ходе многочисленных круглых столов, семинаров и конференций, но идеальной формулы успеха нет, и не будет. Потому что каждая инициатива уникальна. Тем не менее, участники социальных преобразований могут взять на заметку пять «рамочных» моделей (см. таблицу), которые продемонстрировали свою практическую ценность и помогли новаторам воплотить в жизнь множество полезных идей и проектов. Однако следует иметь в виду, что применение «портфельного» подхода для влияния на динамику межсекторной активности требует глубокого переосмысления сложившихся представлений о сотрудничестве бизнеса и социального сектора. В частности, чтобы перспективная идея смогла однажды перевоплотиться в продукт или услугу (и в итоге повысить качество жизни людей), на разных этапах жизненного цикла инновации нужно привлекать разные проектные структуры, инструменты и ресурсы некоммерческих и частных партнеров. А что касается размеров и разновидностей этих вложений, то они всегда варьируются в зависимости от особенностей решаемых социальных проблем и местных контекстов. Тем не менее, эксперты обнаружили ряд общих условий, создающих для совместной работы надежный фундамент. Так, каждый участник должен (а) пользоваться поддержкой высшего руководства своей организации, (b) вовлекать в социально значимую деятельность специалистов разных подразделений, (c) использовать гибкие управленческие подходы, и (d) назначать сотрудников, которые будут отвечать за коммуникацию с представителями других секторов и посвящать этой деятельности значительную часть рабочего времени.

Источник: The Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий