Инициатива по усилению открытости фондов и организаций социальной сферы

Согласно данным, опубликованным Инициативой по усилению прозрачности фондов (The Foundation Transparency Challenge), американские институты филантропии ведут достаточно обособленный образ жизни: 90% фондов не имеют веб-сайтов; о стратегиях и планах рассказывают всего 12% респондентов; а информацией о подходах к оценке эффективности делятся только 22% организаций. При этом фонды постоянно предоставляют гранты на выполнение оценочных проектов, подготовку кейсов и многих других «знаниевых» продуктов. Общая среднегодовая сумма этих грантов весьма значительна — 5,4 млрд долларов, но их результаты почти не видны.

Последний отчет Фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (The William and Flora Hewlett Foundation) свидетельствует о том, что число грантмейкеров, проявляющих интерес к опыту коллег в своей отрасли, с каждым годом возрастает. Но если учесть, что общественно значимая деятельность (а) как правило, имеет междисциплинарный характер, и (b) затрагивает интересы широкого круга стейкхолдеров, то обучение (как сотрудников фондов, так и исполнителей программ) должно охватывать практику разных игроков.

Чтобы направить энергию филантропических организаций в нужное русло, онлайн ресурс Glasspockets («Стеклянные карманы») в партнерстве с Фондом «Совместное познание» (The Fund for Shared Insight) запустил проект #OpenForGood series, предлагающий прогрессивным фондам поведать миру о том, как они содействуют распространению обучающей информации. Фонд [Арчибальда] Буша (The [Archibald] Bush Foundation), например, рассказал о своих «обучающих летописях» (learning logs) – отчетах грантополучателей, размещенных в открытом доступе. Воссоединив внутреннюю систему управления грантами (grant management system) с веб-сайтом и оснастив этот новый ресурс поисковой системой, фонд реализовал идею о том, что, каждый грант, получающий поддержку в рамках Программы инноваций для сообществ (The Community Innovation Program), генерирует уникальные результаты и опыт, которые могут принести пользу множеству других местных организаций. Раскрывая эти ценные сведения, фонд рассчитывает на то, что положительная отдача от его грантовых программ увеличится в несколько раз.

Чтобы включиться в инициативу #OpenForGood и стать примером открытости для своих коллег, фонды и/или другие некоммерческие учреждения должны на действующих онлайн ресурсах заполнить анкету самооценки «У кого стеклянные карманы?» (Who Has Glass Pockets?)[1], опубликовать отчеты о результатах оценки, составить описание своего оценочного процесса, и утвердить политику открытой лицензии (open licensing policy), позволяющую причастным субъектам пользоваться достижениями организации. Благодаря такому подходу к делу команда #OpenForGood планирует решить сразу несколько важных задач: расширить доступ к знаниям всем заинтересованным сторонам, ускорить поиск единомышленников и партнеров, и действовать «единым фронтом», когда речь идет о сложных и многогранных социальных проблемах.

Источники: Glasspockets – Transparency Talk (1),  (2).

[1] С переводом анкеты можно ознакомиться на сайте Дайджеста в разделе «Переводы по теме Прозрачность и отчетность»: http://ep-digest.ru/?page_id=5158

Добавить комментарий