Благотворительность корпораций: новый подход к делу

Рассказывая о своей корпоративной филантропии (КФ), компании чаще всего сообщают количество часов, посвященных сотрудниками работе на благо общества; сумму оказанной финансовой помощи; и объем вклада в виде продукции или услуг. Но в какой мере эта поддержка помогает некоммерческим организациям выполнять миссии, понять сложно.

Корпорации сферы высоких технологий чаще всего используют две традиционные модели КФ. Первая – это передача технологий некоммерческим организациям (безвозмездно или с большой скидкой). Эту дорогу в свое время проторил Microsoft, и за ним последовали Tableau и другие игроки. Идея неплохая, но предлагаемые ресурсы не всегда согласуются с задачами формирования социальных благ. Вторая модель — это использование экспертных знаний для разработки технических решений, предназначенных для применения в благотворительных организациях. Так обычно действуют консалтинговые фирмы, такие как Accenture или Deloitte. Если программное обеспечение (ПО) создается в сотрудничестве с экспертами НКО-сектора, то продукт получается адекватным запросам потребителя. Однако НКО нередко жалуются на то, что после получения ПО им не хватает средств и внутренних ресурсов для его обновления и поддержания в актуальном состоянии.

Чтобы устранить недостатки этих подходов, глава отдела филантропии и социальных инноваций Аналитического центра Uptake (beyond.uptake; США) Эндрю Минз (Andrew Means) советует корпорациям работать с НКО как с обычными «коммерческими» клиентами. Например, когда компания Uptake выполняет заказы крупных промышленных предприятий (создает приложения для повышения производительности труда или усиления информационной безопасности), то ее специалисты никогда не претендуют на звание экспертов в какой-либо конкретной области. Они предлагают методологическую базу и знания в сфере математического моделирования, анализа и/или применения данных для создания стоимости/ценности. Нужный продукт появляется в результате тесного взаимодействия с командой заказчика, а после создания рабочей версии осуществляется доработка приложения, техническое сопровождение и консалтинг.

Точно такой же алгоритм используется для общения с НКО: в ходе разработки инструмента (который, например, помогает инициативе по борьбе с незаконной торговлей людьми распознавать способы выхода преступников на потенциальных жертв и предотвращать трагедии) профессионалы Uptake изучают запросы организации, а потом следят за применением продукта «в полевых условиях» и вносят в программу оперативные корректировки с учетом пожеланий пользователей. Если инструмент действительно улучшает результаты НКО, то тогда Uptake (помимо обязательного сопровождения) начинает искать похожие организации, которые тоже могут усовершенствовать свою практику с помощью нового ПО. Действовать подобным образом намного сложнее, чем просто выписывать чеки на солидные суммы или регулярно проводить Дни добровольца, чтобы вдохновить коллектив на добрые дела. «Смысл корпоративной филантропии заключается не в том, чтобы ‘отдать’, а в том, чтобы ‘создать’ что-то новое и полезное, – поясняет Эндрю Минз. – Мы должны умело направлять творческую энергию наших сотрудников на решение тех проблем, которые в данный момент особенно волнуют общество».

Источник: The Stanford Social Innovation Review.

Добавить комментарий