Пример из практики: актуальные данные – не самоцель, а фундамент общественных преобразований

Начиная с 1988 года, американская национальная НКО City Year активно вовлекает юношей и девушек в социально значимую деятельность, которая заключается в оказании образовательной и социально-эмоциональной помощи детям школьного возраста. Чтобы повысить эффективность своих программ, в 2014 году организация разработала долгосрочную стратегию, но приступить к ее полноценной реализации не смогла. Потому что сложившаяся практика сбора и применения данных оказалась не готовой к решению новых, более сложных задач. Специалисты местных отделений собирали данные вручную, и сведения о посещаемости, успеваемости и социально-эмоциональном состоянии школьников (благополучателей) постоянно запаздывали. Изучив сложившуюся модель работы с информацией, лидеры НКО выявили ряд серьезных недостатков и пришли к выводу, что технологии и новые методики в этом случае не помогут. Основные проблемы заключались в том, что (1) в организации не сформировался «общий язык», необходимый для слаженных действий сотрудников на всех уровнях, (2) договоры об информационном обмене, заключенные с 27 городскими округами, содержали разнородные требования к формату данных, и (3) отдел оценки давно превратился в справочную службу, перегруженную запросами разных подразделений.

Желая разобраться с этими трудностями, руководство City Year пригласило консультантов из Monitor Institute, которые ознакомились с внутренней обстановкой и обнаружили упущение, свойственное многим некоммерческим институтам. В частности выяснилось, что система сбора данных в City Year успешно генерировала общие показатели для доноров и стейкхолдеров национального уровня, но абсолютно не учитывала информационные запросы членов коллектива и 3 000 участников программы AmeriCorps, оказывающих услуги на базе 300 школ. Для получения лучших социальных результатов им нужен был доступ к систематизированным, регулярно обновляемым данным высокого качества, которые можно было бы использовать для сравнительного анализа и принятия решений как стратегического, так и оперативного уровня. Но воплощению этого сценария мешало устоявшееся представление об оценке как о дополнительной нагрузке, оттягивающей время от других полезных дел. Чтобы ускорить культурные и мировоззренческие сдвиги, эксперты предложили заменить прежние установки более прогрессивными идеями, сместив акценты следующим образом:

  • Отказаться от стереотипа «Показатели должны описывать уже полученный социальный эффект», заменив его новым суждением – «Результаты измерений могут и должны способствовать обучению на перспективу». City Year дополнила привычный анализ итогов учебного года еженедельными обзорами результатов опроса учащихся и сведений об успеваемости, позволяющих оперативно следить за тенденциями и гибко реагировать на потребности целевых аудиторий.
  • Отказаться от идеи о том, что «организация сбора данных и проведение измерений являются исключительными компетенциями Отдела оценки», и признать, что «иметь доступ к данным, уметь с ними работать и использовать их для улучшения практики должны все сотрудники НКО, на всех уровнях организационной иерархии». City Year провела тренинги, расширила доступ к информационной системе, и усилила меры защиты данных с помощью протоколов безопасности и конфиденциальности. С этого момента специалисты, находящиеся в постоянном контакте с учащимися, смогли отслеживать динамику индивидуальных показателей и оперативно корректировать стратегии вмешательства.
  • Перейти от «преимущественного сбора данных с целью измерения социального эффекта» к «усилению воздействия на общество за счет обеспечения практикующих специалистов актуальной информацией». City Year разработала формы отчетов, позволяющие осуществлять мониторинг прогресса учащихся в режиме реального времени. Благодаря этой новации члены AmeriCorps и школьные координаторы, отвечающие за эффективность работы (impact managers), смогли следить за тем, чтобы дети, нуждающиеся в определенной поддержке, получали именно те услуги, которые им необходимы больше всего.
  • Отказаться от установки «Приоритетными являются все пользователи», заменив ее новым подходом – «Приоритетные пользователи – это те субъекты, которые принимают непосредственное участие в оказании помощи детям и школам». City Year заключила с образовательными округами новые договоры, которые открыли автоматизированный доступ не только к агрегированным показателям школ, но также к подробным сведениям об индивидуальных результатах учащихся.    

Лидеры City Year пришли к заключению, что центральное место в подходе к измерению и оценке должны занять программные сотрудники и члены AmeriCorps, которые ежедневно обслуживают почти 200 000 школьников, и своими оперативными решениями значительно влияют на «КПД» услуг.  В течение двух лет в организации произошли радикальные изменения, которые выразились в обновлении протоколов данных, перестройке внутренних процессов и моделей поведения, а также в ощутимых вливаниях в развитие компетенций департаментов образования, осуществляющих прямой экспорт данных в управленческую программу City Year. Сведения, поступающие из школ, начали комбинироваться с информацией, которую члены AmeriCorps передавали с помощью мобильного приложения.

Принципиальное отличие прежнего и нового подходов заключается в том, что раньше самая главная группа пользователей – определяющая успех инициатив НКО (волонтеры AmeriCorps) — получала важную информацию не более двух раз в год, а теперь эта аудитория работает с данными в режиме реального времени и постоянно совершенствует свою работу, ориентируясь на потребности конечного потребителя услуг. В этом случае очень важным является тот факт, что реформы уже подтвердили свою целесообразность. Например, анализ данных показал, что количество детей, получающих необходимый объем услуг/помощи по английской словесности (ELA – English language arts), увеличилось на 50%; а показатель роста успеваемости по данному предмету в этой группе детей оказался в 1,7 раз выше, чем ожидалось изначально.

Опыт команды City Year свидетельствует о том, что оценка, ориентированная на ключевых потребителей информации и/или принятие конкретных решений, является очень действенным и полезным делом, способным многократно усилить отдачу от вложенных ресурсов и ускорить положительные изменения в жизни людей.

Источник: The Stanford Social Innovation Review, https://ssir.org/articles/entry/data_as_a_means_not_an_end_a_brief_case_study

Добавить комментарий