Мнение: игроки социальной сферы слишком зависят от Теории изменений

Без названия«В последние годы Теория изменений (ТИ / Theory of Change) стала ‘обязательным аксессуаром’ каждой уважающей себя организации, преследующей социальные (или экологические) цели, — со сдержанной иронией отмечает Джереми Николс (Jeremy Nicholls), глава международной британской НКО Social Value International («Социальная ценность»). – Разумеется очень важно, чтобы организация четко понимала, каким образом она будет менять мир… и была способна собрать данные, которые помогут подтвердить либо опровергнуть факт изменений… Однако чрезмерная концентрация ТИ на целях — без глубокого анализа последствий деятельности, может усилить риски, источниками которых обычно является так называемый ‘человеческий фактор’ или ‘когнитивный диссонанс’[1] у клиентов НКО». Эксперт считает, что слишком упрощенный взгляд на то, как вложенные ресурсы (inputs) генерируют социальные изменения (outcomes), препятствует эффективной обратной связи с благополучателями, и затрудняет поиск практик, приносящих людям реальную пользу. Г-н Николс озвучивает ряд проблемных моментов, сигнализирующих о том, что избыточные ожидания от ТИ в вопросах управления и оценки социальных результатов могут воспрепятствовать получению максимального эффекта:

  • Опыт успешных инициатив показывает, что вовремя обнаруженные дополнительные эффекты (которые возникают за рамками ТИ и могут быть как положительными, так и отрицательными) помогают взглянуть на услуги глазами стейкхолдеров, и содействуют появлению инноваций. Однако допущения (assumptions), которые формируются в процессе разработки ТИ, слишком убеждают нас в том, что выбранная модель идеально подходит для решения проблемы, и эта уверенность сдерживает стремление к эксперименту и проверке моделей методом проб и ошибок. Когда мы знаем, «что идет не так», и «что на самом деле помогает целевой аудитории», мы можем оперативно корректировать цели, показатели и стратегии, добиваясь лучших результатов. А если мы просто убеждаемся в полезности услуги, то все остается как прежде.
  • В процессе измерения социальных результатов Теория изменений способствует выявлению причинно-следственных связей. Это очевидный плюс. Тем не менее, данная информация уступает по степени объективности таким методикам, как рандомизированные контролируемые исследования, и не исключает того, что социальный эффект может быть завышен.
  • Бизнес всегда начинается с идеи создания продукта, который будет пользоваться спросом. И чтобы в дальнейшем удержать потребителя, компании постоянно изучают мнения людей и совершенствуют продукт. А игроки социальной сферы, полагаясь на свои ТИ, иногда очень мало общаются с благополучателями, и забывают о том, что ТИ – не истина в последней инстанции.

Не подвергая сомнению положительные стороны ТИ, Джереми Николс, тем не менее, считает, что с излишней зависимостью надо бороться, и предлагает социально ориентированным организациям воспользоваться простыми рекомендациями:

  • Взаимодействуйте с людьми и задавайте «правильные» вопросы. Это самый простой способ узнать о реальном положении дел и разработать уникальные услуги.
  • Внимательно следите за переменами в жизни разных категорий благополучателей, и создавайте программы с учетом особенностей целевых аудиторий.
  • Регулярно проводите ревизию целей и задач, и чуть реже пересматривайте стратегические приоритеты. Обеспечивая надлежащий отклик на потребности ключевых стейкхолдеров, вы снизите риски, от которых не спасет Теория изменений, и внесете ощутимый вклад в решение актуальных проблем.

 

Источники: Pioneers Post, https://www.pioneerspost.com/news-views/20170411/time-change-theories-of-change

[1] Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Добавить комментарий