Корпоративные фонды: какие они, и какое будущее их ждет?

Если говорить кратко и хрестоматийно, то корпоративный фонд (КФ) – это филантропическая организация, созданная по инициативе бизнеса и получающая от него основную финансовую поддержку.

Точной статистики о количестве таких институтов нет, но ориентировочные данные все же имеются: в США в 2014 году в официальных реестрах значилось 2 500 КФ (всего фондов по стране — 87000), в Германии — 450 (2012 г.), в Швейцарии – примерно 260 (всего фондов – 13 000) и во Франции 360 (из 4 759). Не так уж много. Зато в Колумбии картина иная – КФ составляют 65% от общего числа грантмейкеров. Они не только распределяют пожертвования, но также организуют и выполняют собственные проекты, и привлекают партнеров и доноров в лице государства и международных доноров. Своей деятельностью они улучшают репутацию бизнеса на территориях присутствия и пытаются решать проблемы, с которыми не справляются власть. Во многих странах КФ работают в тех сферах, которые сходны по содержанию с основным бизнесом учредителя, но есть и некоторые исключения: во Франции, например, КФ сами определяют свои приоритеты, и в Соединенном Королевстве дела обстоят примерно так же. Исследование, проведенное аналитиками nfpSynergy (г. Лондон) показало, что из 20 изученных КФ более половины получают от компаний более 50% финансирования, полностью расходуют эти ресурсы на благотворительные цели, и поддерживают инициативы в разных сферах деятельности, не имеющих отношения к бизнесу учредителя. А швейцарские фонды вообще отдают предпочтение зарубежным инициативам – чтобы никто не заподозрил корпорацию в пристрастии к налоговым льготам и не поставил под сомнение ее альтруизм. Согласно отчету Центра по изучению филантропии Базельского Университета (The Center for Philanthropy Studies at Basel University; Швейцария), создание КФ открывает корпорациям некоторые преимущества: бизнес демонстрирует готовность поддерживать социально значимые дела на постоянной основе и в долгосрочной перспективе, а также и использовать свои ресурсы для решения задач стратегического характера. При этом КФ получает доступ к ресурсам компании, включая экспертные знания сотрудников, деловые контакты, материальную базу и т.д. Корпорация, в свою очередь, выходит за рамки привычных отношений с внешним миром и начинает активнее общаться с местными сообществами, органами власти, потребителями и многими другими субъектами, демонстрируя свою корпоративную социальную ответственность (КСО) на примере конкретных программ и проектов. Тем не менее, большинство КФ испытывают ряд типичных трудностей, которые заключаются в законодательных ограничениях для выполнения миссии, дефиците финансовых ресурсов, отсутствии взаимопонимания с попечителями, и противоречивых ожиданиях разных групп стейкхолдеров. Практика показывает, что через КФ проходит всего лишь третья часть филантропических ресурсов бизнеса, и для продвижения бренда компании используют другие инициативы. Это означает, что ценность фондов для бизнеса не так уж велика, особенно если учесть, что законодатели многих стран настаивают на полной независимости КФ от учредителей. В связи с этим все чаще звучат мнения о том, что закат КФ уже не за горами. Представители фондов, тем не менее, подобной точки зрения не разделяют и верят в свое лучшее будущее. В декабре 2016 года по инициативе Европейской сети доноров и фондов (The Donors and Foundations Networks in Europe) и Французского центра фондов (Centre Français des Fonds et Fondations) состоялся Обмен знаниями (Corporate Foundations Knowledge Exchange; Фонтенбло, Франция), в ходе которого 80 представителей европейских КФ обозначили для себя следующие возможности для укрепления позиций: это (1) согласование миссии фонда и стратегии ее выполнения с корпорацией-учредителем, (2) заключение долгосрочных соглашений о финансировании КФ, позволяющих планировать грантовые программы и/или инвестиции в социальные преобразования (impact investing); (3) координировать мероприятия, связанные с участием сотрудников компании в жизни общества; и (4) активно взаимодействовать с корпоративными отделами, которые отвечают за КСО.

Источники: Alliance magazine (1), (2).  NfpSynergy,

 

Добавить комментарий