Отношение общества к НКО не меняется: это хорошо или плохо?

Почти две трети американцев (62%) доверяют некоммерческим организациям «в полной мере» или «в значительной степени». Специалисты исследовательского центра PSRAI  установили этот факт по итогам опроса 1 000 граждан США. При этом за период кризиса и рецессии показатель общественного доверия к НКО практически не изменился: в 2008 году он составлял 64%. По мнению экспертов, данное обстоятельство можно истолковать как в положительном, так и в отрицательном ключе.

С одной стороны, НКО-сектор смог сохранить авторитет даже в самые сложные времена, а местные организации даже укрепили свои позиции – сегодня им доверяют 69% респондентов. При этом 82% опрошенных считают, что НКО выполняют полезную работу, нацеленную на удовлетворение жизненно важных потребностей населения; и 60% уверены в том, что НКО используют свои ресурсы «рационально» — то есть, не тратят слишком много на заработную плату, административные нужды и фандрайзинг. Принимая решения о поддержке НКО, половина респондентов (50%) делает выбор в пользу «рациональных» организаций. И собственно с этого момента начинаются плохие новости: существующее представление об «идеальной» некоммерческой практике означает, что миф о том, что «низкий процент накладных расходов хорошо подтверждает эффективность НКО» (overhead myth) не только жив, но и продолжает водить в заблуждение многих доноров и сторонников. Благотворительные организации должны осознать опасность подобных настроений и усилить разъяснительную работу, опираясь на существующий «кредит доверия». Эксперты, в частности, рекомендуют улучшить формулировки миссии и целей; открыто обсуждать со стейкхолдерами трудности, препятствующие реализации социальных программ; и постоянно обновлять публичную информацию об инициативах и финансах. В пользу подобных мер свидетельствует тот факт, что 68% граждан уделяют доказательствам эффективности программ, услуг и рабочих процессов повышенное внимание. Примерно такие же выводы озвучены еще в одном отчете — «Деньги на благо общества-2015» (Money for Good 2015), опубликованном консалтинговой фирмой Camber Collective: результаты фокус групп и онлайн опросов показали, что 49% доноров желают знать, «как НКО распоряжаются своими финансами». Помимо этого, многие эксперты настаивают на усилении системы саморегулирования и, в частности, предлагают создать специализированный проверяющий орган, который будет следить за соблюдением принципов добросовестной практики в НКО-секторе. Данная деятельность поможет воспрепятствовать безосновательным обвинениям в адрес НКО и снизит количество «разоблачительных» публикаций, которые появляются в СМИ с завидной регулярностью. Успешным примером подобной работы является опыт Евангелического совета по вопросам финансовой подотчетности (The Evangelical Council for Financial Accountability), который был учрежден в 1979 году после серии скандалов в религиозных объединениях. Следует отметить, что возможности для укрепления взаимопонимания с общественностью действительно есть, поскольку в «рейтинге доверия» НКО занимают более высокую позицию по сравнению с такими организациями, как банки и школы (получившие одобрение от 12% респондентов), печатные СМИ (10%), крупные корпорации (9%) и Конгресс США (собравший всего 4% голосов).

Источники: The Philanthropy News DigestGuideStar, The Chronicle of Philanthropy (1), (2)

Добавить комментарий