Почему социальные облигации не приживаются в развивающихся странах

1Сегодня в мире насчитывается 44 программы, которые финансируются по схеме «социальных облигаций» (SIB — social impact bonds), и еще 100 сделок находятся на стадии подготовки. Примечательно, что данный механизм финансирования социальной сферы хорошо приживается в благополучных державах (таких как Великобритания или США), а в развивающихся странах процессы идут слишком медленно (сделка SIB заключена только в Индии). Эксперты Университета Кейптауна проанализировали попытки внедрения SIB в Южной Африке, и обозначили целый ряд причин, препятствующих распространению новой практики.

  • Трудности, связанные с выбором приоритетов. Проблемы развивающихся стран настолько масштабны и всеобъемлющи, что определить самый главный приоритет бывает очень сложно. Например, процент безработицы в ЮАР составляет 35% (это более 8 млн граждан), поэтому создание рабочих мест является для правительства задачей первостепенной важности. Но чтобы подступиться к ее решению, необходимо добиваться прогресса сразу по нескольким направлениям – расширять программы профессионального обучения, развивать малый бизнес и улучшать общую экономическую ситуацию.
  • Многочисленные факторы, отрицательно влияющие на потенциальных благополучателей. В экономически депрессивных сообществах люди нуждаются в рабочих местах, медицинских услугах, доступном жилье, качественном питании и т.д. Поэтому, планируя программу раннего развития детей (которая, например, успешно выполняется в штате Юта, США), государственный заказчик должен осознавать, что эффективность инициативы может оказаться незначительной в силу таких проблем, как детское недоедание (данный показатель составляет 25%) или фетальный алкогольный спектр нарушений (в ЮАР 16% детей страдают от последствий пренатального влияния алкоголя).
  • Недостаток организаций, способных участвовать в программах SIB. В развивающихся странах социальные услуги, как правило, оказывают небольшие НКО, которые не могут участвовать в крупных сделках, и не привлекают внимания частных инвесторов.
  • Ограниченное финансирование социальной сферы. Правительство финансирует социально значимые инициативы в незначительном объеме. Например, программы борьбы со СПИДом на протяжении многих лет полагались на гранты международных организаций, а сегодня получают от государства краткосрочные субсидии и страдают от хронического дефицита ресурсов. В ситуации, когда даже такие проблемы, как распространение опасных заболеваний не могут отвлечь политиков от создания рабочих мест, долгосрочным программам SIB в сфере дошкольного образования или семейного воспитания на многое рассчитывать не приходится.
  • Отсутствие данных. Органы власти зачастую не располагают исходными данными, которые необходимы для сравнительного анализа и оценки эффективности программ SIB. А что касается  НКО, то они испытывают недостаток компетенций и ресурсов, необходимых для сбора данных и оценки эффективности и качества собственных услуг.

Все эти факторы затрудняют распространение социальных облигаций, но, тем не менее, не исключают возможности их внедрения. Чтобы снизить риски и повысить привлекательность SIB для разных стейкхолдеров, эксперты рекомендуют адаптировать опыт первопроходцев к особым условиям и потребностям развивающихся стран. В частности, потенциальные участники сделок могут договариваться о поэтапной оплате услуг НКО по итогам оценки промежуточных результатов (например, в первый год — 40%, во второй – 60%); поощрять выполнение «комбинированных» программ (например, сочетать образовательную деятельность с мерами по повышению качества питания), создавать инвестиционные фонды для поддержки разных моделей оказания услуг; и укреплять отношения с частными донорами, которые  способны усилить инициативы с помощью «невозвратных» средств и привлечь внимание политиков к актуальным социальным проблемам.

Источник: The Stanford Innovation Review

Добавить комментарий