Американский опыт «оплаты за успех»

В США прошли региональные саммиты, в ходе которых участники программ социальных облигаций (SIB – social impact bonds) и разработчики новых проектов оценили практику применения схемы «оплаты за успех» (PFS – pay-for-success) и обозначили ее сильные и слабые стороны.

Участники событий отметили, что благодаря активному содействию со стороны структур федерального уровня штаты и муниципалитеты проявляют к «социальным облигациям» [таково второе название «оплаты за успех», только британского происхождения] повышенный интерес и используют данный финансовый механизм для развития системы услуг на местах. При этом представление об «успехе» везде разное: некоторые государственные агентства в обязательном порядке измеряют экономию бюджетных средств, а другие уделяют больше внимания социальным результатам и стремятся оценить устойчивые изменения в жизни сообществ. Но получить необходимую информацию бывает непросто. В одних регионах нет сведений для проведения сравнительного анализа, а в других нет доступа к базам данных органов власти.

Эти барьеры, как правило, помогают преодолевать партнеры, ученые и оценщики, которые прилагают значительные усилия, чтобы выявить эффективные модели, собрать доказательства (evidence) и распространить успешный опыт. Однако следует понимать, что успех программ PFS (которые достаточно сложны по многим параметрам) зависит от способности некоммерческих организаций управлять финансами, процессами и программами на высоком профессиональном уровне. Поэтому участники социальных преобразований в очередной раз обращают свои взоры к филантропическим институтам, которые могут сыграть ключевую роль в развитии организационного потенциала НКО. Немаловажно, что государственным служащим тоже надо учиться, поскольку от их знаний и навыков зависит жизнеспособность и будущее поддержанных проектов: они должны регулировать процессы сбора и анализа данных, взаимодействовать со всеми участниками сделки PFS, и обеспечивать преемственность решений в период смены выборных должностных лиц.

В силу того что в США пока завершились только два проекта PFS, очень важно, чтобы информация о ходе выполнения программ свободно циркулировала между проектными командами и всеми заинтересованными сторонами. В данном случае прозрачность и открытость имеет большое значение для дальнейшего развития новой практики. Следует отметить, что законодатели многих штатов пытаются создать для PFS благоприятный правовой климат и приветствуют разработку проектов в сфере профилактики рецидивной преступности, охраны здоровья матери и ребенка, и борьбы с бездомностью. А что касается федерального уровня, то Президент США включил в проект бюджета на 2016 год 364 млн долларов для раcпространения PFS в национальных масштабах.

В настоящий момент в США выполняются семь программ PFS, и более 30 проектов готовятся к старту. Проведение саммитов, на которых встретились около 400 делегатов со всей страны, является совместной инициативой Департамента социальных инноваций Белого дома (The White House Office of Social Innovation), Фонда Лоры и Джона Арнольд (The Laura and John Arnold Foundation) и фонда поддержки некоммерческих организаций Nonprofit Finance Fund.

Источник: The Nonprofit Finance Fund

Добавить комментарий