Схема «оплаты за успех» показала хорошие результаты в США

На Среднем Западе США произошло важное событие: социальные облигации, которые также называют «оплатой за успех» (PFS – pay-for-success), отлично показали себя в сфере дошкольного образования. Штат Юта сэкономил значительные бюджетные средства, а инвесторы – банк Goldman Sachs и венчурный филантроп Дж.Б. Прицкер (J.B. Pritzker) получили прибыль.

В  2010 году Образовательный округ города Гранит (The Granite School District), банк GoldmanSachs и подразделение НКО UnitedWay в Солт-Лейк-Сити совместными усилиями провели исследование, которое показало, что благодаря качественным программам дошкольного обучения дети с особыми образовательными потребностями легко адаптируются к школьной жизни и демонстрируют хорошие показатели успеваемости. С этого началась история «инициативы коллективного воздействия» (collectiveimpact)[1], которая в 2013 году решила воспользоваться схемой PFS  для развития инклюзивного образования. Вклад партнеров в общее дело выглядел следующим образом: НКО UnitedWay взяла на себя выполнение «опорных» (координационных и посреднических) функций; инвесторы вложили в программу 7 млн долларов; а национальная междисциплинарная сеть StriveTogether оказала услуги по подготовке к школе социально уязвимым детям из малоимущих семей. Результаты программы превзошли самые смелые ожидания: из 110 детей в возрасте 3-4 лет, которые потенциально нуждались в коррекционной помощи, специализированное обучение на базе государственных учреждений потребовалось только одному ребенку. Остальные дети пошли в обычные детские сады[2]. «Наши выпускники намного превосходят своих сверстников, — рассказывает директор Службы дошкольного обучения (PreschoolServices). – Они становятся лидерами в своих классах, размышляют о поступлении в колледж, и мечтают получить степень Мастера…». Так выглядит положительное воздействие программы на жизнь благополучателей, а что касается преимуществ для заказчика (штата Юта), то он сэкономил 281 550 долларов (исходя из того, что на обучение одного ребенка в спецшколе ежегодно затрачивается 2 607 долларов). Все эти факты свидетельствуют об «успехе», который является основанием для возврата инвесторам вложенного капитала и выплаты процентов. Руководствуясь «доказательствами эффективности» (evidence), законодатели штата решили сделать еще один важный шаг и, в частности, утвердили более масштабную пятилетнюю программу, которая окажет помощь 3 500 детей группы риска.

Американская история социальных облигаций насчитывает девять программ, среди которых самый первый проект в городе Нью-Йорке оказался неудачным, другие семь инициатив находятся в процессе выполнения, и еще одна – в штате Юта – увенчалась успехом.

Источник: The Stanford Innovation Review

[1] Сборник статей «Коллективное воздействие».

[2]В США детские сады являются первой ступенью младшей школы.

Добавить комментарий