Правонарушения в НКО: профилактические меры

1Согласно Отчету Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений — 2014, почти половина всех злоупотреблений (46%) происходит в НКО по сговору сотрудников разных подразделений. Чтобы поддержать стремление лидеров организаций к искоренению недобросовестной практики, консультанты американской фирмы BDOConsulting подготовили рекомендации, которые помогут снизить риски правонарушений и поднять моральный дух в коллективе.

По мнению экспертов, руководителям благотворительных организаций необходимо действовать сразу по четырем направлениям:

  1. Внутренние катализаторы. Прежде всего, нетерпимое отношение к мошенничеству должен озвучить совет директоров НКО. Принципиальная позиция высшего руководящего органа создаст условия для внедрения профилактических компонентов в повседневные рабочие процессы и общую систему управления рисками (стратегическими, операционными и т.д.).
  2. Надзорная структура. Сформируйте в совете директоров постоянно действующую аудиторскую комиссию и определите ее функции, руководствуясь объективным представлением о сильных и слабых сторонах своей организации.
  3. Разъяснительная работа. Проводите семинары с целью повышения осведомленности сотрудников о видах и последствиях правонарушений, способах их выявления на раннем этапе, и действиях в случае обнаружения проступков.
  4. Динамическая оценка рисков. Организуйте дискуссию с членами команды, чтобы определить самые высокие риски на каждом участке работы и составить карту «подводных камней» для дальнейшей работы по предупреждению и выявлению нарушений.

Занимаясь профилактикой злоупотреблений, лидерам НКО также следует знать, что чаще всего в некоммерческом мире встречаются три вида мошенничества:

  1. Сокрытие доходов. Данное нарушение можно обнаружить по отсутствию записей о поступлении ожидаемых сумм (таких, например, как ежемесячные пожертвования) либо по снижению динамики платежей за регулярное оказание услуг постоянным клиентам.
  2.  Махинации с закупками — это использование корпоративной карты или чековой книжки для оплаты личных приобретений; учет личных расходов под видом правомерных затрат на организационные нужды; и обналичивание средств через подставные компании.
  3. Нарушения финансовой дисциплины. Они обычно выражаются в искусственном увеличении суммы программных расходов посредством перемещения в данную категорию части затрат на управление и фандрайзинг, а также в занижении стоимости пожертвований, предоставленных в виде товаров или услуг.

За каждым скрытым действием, направленным против организации, всегда стоят люди.  Это значит, что угроза мошенничества является не только операционным или финансовым риском, но также человеческим фактором, определяющим здоровье организации. Поэтому эффективность любых предупредительных мер будет зависеть от состояния культуры, сложившихся профессиональных традиций и отношения людей к ценностям организации.

Источник:  Nonprofit Quarterly

Добавить комментарий