Профессиональный взгляд на бизнес-стратегию: социальное проектирование

1До недавнего времени бизнес и социальные инновации существовали в параллельных мирах. Но в последние годы число корпораций, намеренных увеличить вклад в развитие общества, заметно возросла. О том, как совместить бизнес-процессы с творческим поиском возможностей для решения социальных проблем, рассказывает Шерил Хеллер, учредитель американского междисциплинарного консорциума CommonWise.

Чтобы обойти конкурентов и укрепить рыночные позиции, многие компании бросают все силы на разработку, производство и маркетинг «продуктов-блокбастеров». Однако сегодня — в условиях волатильности всего сущего — подобная практика уже не является гарантией успеха.

В качестве современной альтернативы социальные дизайнеры предлагают проектировать не материальные ценности, а системы, которые способны поддерживать людей, создающих продукт на основе принципов устойчивого развития, а также инфраструктуру, которая формирует благоприятный климат для раскрытия талантов, творчества и появления инновационных идей.

Иными словами, речь идет о дизайне стратегий, концепций и организаций, обеспечивающих отклик на потребности общества. Такая работа системного уровня (которая проводится в организациях и сообществах, а не за их пределами) учитывает особенности контекста, требует вовлечения заинтересованных сторон, стимулирует обмен знаниями, и опирается на прочные связи с разными группами стейкхолдеров.

Следует отметить, что представители бизнеса всегда придавали большое значение построению отношений с окружающим миром, рассматривая их в качестве надежного канала взаимовыгодного обмена ценностями. Многие корпорации, например, целенаправленно добивались лояльности потребителей, акционеров и сотрудников в расчете на увеличение объема продаж, усиление спроса на акции и повышение производительности труда.

В новой экосистеме отношений потенциальных участников взаимодействия намного больше. Это сообщества и группы, которые долгое время оставались «незримыми» и считались незначительными. В этой категории «невидимок», в частности, оказались обитатели виртуальных сетей, малоимущие граждане, социально уязвимые группы населения и жители удаленных и/или экономически депрессивных территорий. Компании-первопроходцы сделали значительный шаг вперед и наглядно показали, что формирование «нетипичных» связей с нетрадиционными аудиториями положительно влияет на корпоративную культуру и расширяет представления организаций о конкурентных преимуществах и долгосрочных перспективах. Но чтобы добиться успеха в масштабах целого сектора, корпорациям необходимы новые знания и навыки социального проектирования — такие как сторителлинг (storytelling), фасилитация, этнографические исследования, различные методики анализа данных, построение моделей социальных преобразований, создание многосторонних альянсов и т.д.

Пополняя арсенал интеллектуальных ресурсов, компании научатся объединять усилия с единомышленниками из разных секторов и смогут действовать в интересах общества, формируя надежную основу для стабильной работы на протяжении многих лет.

Источник: Sustainable Brands

Одна мысль про “Профессиональный взгляд на бизнес-стратегию: социальное проектирование”

  1. Дизайн — это уже не только про «красиво», но и про проектирование того, что имеет действительную ценность для пользователя. О том, как создавать продукты, услуги и проекты про Людей и для Людей. И для социальной сферы это также очень актуально — как сделать так, чтобы социальная программа учитывала реальным потребностям и нуждам благополучателей, имела для них действительную ценность (частично, именно на эти вопросы отвечает методология SROI).
    Технологии дизайн-мышления (или дизайн-менеджмента) все чаще применяются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах. Курсы по дизайн-мышлению становятся практически обязательными для программ обучения социальных предпринимателей. Подробнее о технологии, кейсами и практическими руководствами можно ознакомиться на ресурсе Design Kit, легендарной компании IDEO.
    Распространение принципов дизайн-подхода — в числе основных трендов и в сфере оценки социальных программ (см. например, обзор E&P). Вот, например, заявление президента Американской ассоциации оценки Джона Гаргани, недавно посетившего Москву в рамках мероприятий, посвященных теме оценки (конференция Форума доноров, АСОПП): «В этом году усилия Американской ассоциации оценки будут направлены на то, чтобы собрать вместе тех, кто работает над тем, чтобы сделать наш мир лучше – оценщиков, дизайнеров программ, банкиров, филантропов и других профессионалов, работающих в сфере социальных преобразований. У оценки есть что предложить коллегам их других сфер. Не надо забывать, что оценка – это не только инструмент для анализа. У нее есть огромный потенциал, чтобы сделать наши сообщества сильнее. Она стимулирует сотрудничество, позволяет достичь желаемого эффекта и улучшить жизни людей. Оценка- это именно то, что создает изменения» (за перевод большое спасибо Ирине Гарт, любезно разместившей его на своей ФБ-странице).

Добавить комментарий