Профессиональный взгляд на бизнес-стратегию: социальное проектирование

1До недавнего времени бизнес и социальные инновации существовали в параллельных мирах. Но в последние годы число корпораций, намеренных увеличить вклад в развитие общества, заметно возросла. О том, как совместить бизнес-процессы с творческим поиском возможностей для решения социальных проблем, рассказывает Шерил Хеллер, учредитель американского междисциплинарного консорциума CommonWise.

Чтобы обойти конкурентов и укрепить рыночные позиции, многие компании бросают все силы на разработку, производство и маркетинг «продуктов-блокбастеров». Однако сегодня — в условиях волатильности всего сущего — подобная практика уже не является гарантией успеха.

В качестве современной альтернативы социальные дизайнеры предлагают проектировать не материальные ценности, а системы, которые способны поддерживать людей, создающих продукт на основе принципов устойчивого развития, а также инфраструктуру, которая формирует благоприятный климат для раскрытия талантов, творчества и появления инновационных идей.

Иными словами, речь идет о дизайне стратегий, концепций и организаций, обеспечивающих отклик на потребности общества. Такая работа системного уровня (которая проводится в организациях и сообществах, а не за их пределами) учитывает особенности контекста, требует вовлечения заинтересованных сторон, стимулирует обмен знаниями, и опирается на прочные связи с разными группами стейкхолдеров.

Следует отметить, что представители бизнеса всегда придавали большое значение построению отношений с окружающим миром, рассматривая их в качестве надежного канала взаимовыгодного обмена ценностями. Многие корпорации, например, целенаправленно добивались лояльности потребителей, акционеров и сотрудников в расчете на увеличение объема продаж, усиление спроса на акции и повышение производительности труда.

В новой экосистеме отношений потенциальных участников взаимодействия намного больше. Это сообщества и группы, которые долгое время оставались «незримыми» и считались незначительными. В этой категории «невидимок», в частности, оказались обитатели виртуальных сетей, малоимущие граждане, социально уязвимые группы населения и жители удаленных и/или экономически депрессивных территорий. Компании-первопроходцы сделали значительный шаг вперед и наглядно показали, что формирование «нетипичных» связей с нетрадиционными аудиториями положительно влияет на корпоративную культуру и расширяет представления организаций о конкурентных преимуществах и долгосрочных перспективах. Но чтобы добиться успеха в масштабах целого сектора, корпорациям необходимы новые знания и навыки социального проектирования — такие как сторителлинг (storytelling), фасилитация, этнографические исследования, различные методики анализа данных, построение моделей социальных преобразований, создание многосторонних альянсов и т.д.

Пополняя арсенал интеллектуальных ресурсов, компании научатся объединять усилия с единомышленниками из разных секторов и смогут действовать в интересах общества, формируя надежную основу для стабильной работы на протяжении многих лет.

Источник: Sustainable Brands

Добавить комментарий