Кейс: Управленческие инструменты НКО-сектора

1Экономические потрясения повысили требования к управленческой практике некоммерческих организаций, однако системных попыток изучить опыт и перспективы применения различных инструментов для выполнения социально значимых миссий до сегодняшнего дня не предпринималось. Это пробел восполнил «потребительский отчет», подготовленный американской консалтинговой организацией Bridgespan Group.

Для целей своего исследования команда Bridgespan Group воспользовалась следующим рабочим определением «управленческого инструмента» (management tool): 

  «Управленческий инструмент (УИ) – это структурированный процесс (например, стратегическое планирование), концепция (Теория изменений) или продукт (сервисы социальных медиа), предназначенный для удовлетворения конкретных потребностей некоммерческих организаций и упоминаемый в публикациях профессионального или более широкого сообщества».

В ходе опроса лидеры НКО (всего 481 чел.) ответили на вопросы, касающиеся использования и перспектив применения 25 инструментов, которые помогают благотворительным организациям решать определенные задачи, связанные с выполнением социально значимых миссий, и получать результаты, соответствующие ожиданиям доноров. Некоторые УИ (такие как  планирование сценариев или бенчмаркинг) пришли из мира бизнеса, а другие (такие как взаимодействие с целевыми аудиториями) изначально разрабатывались для некоммерческого сообщества.

1

В результате эксперты выяснили:

1) насколько эффективно игроки социальной сферы используют УИ разных видов и типов, и

2) в какой мере данная практика согласуется с тенденциями и событиями, происходящими в НКО-секторе.

Особенности информационно-аналитической работы в НКО-секторе. В отчете «Управленческие инструменты некоммерческого сообщества и тенденции 2014 года» (Bridgespan Nonprofit Management Tools and Trends 2014) говорится о том, что благотворительные организации с годовыми доходами более 50 млн долларов используют примерно 14 инструментов, а НКО с доходами до 1 млн долларов – около 9. Опрос показал, что две трети организаций активно осваивают возможности социальных сетей, методики стратегического планирования и различные подходы к измерению вклада в развитие общества. Что касается новых разработок — предназначенных для планирования действий в непредвиденных обстоятельствах или применения дизайнерских принципов для достижения конкретных целей – то ими пользуется всего лишь треть опрошенных НКО. А инструменты для работы с «большими данными» — открытыми информационными массивами различных государственных учреждений и иных общественных институтов – пока находятся в меньшинстве. Их применяют только 15% респондентов, но при этом почти половина НКО намерена освоить подобные техники в  2015 году.

1

Участники опроса отметили, что каждый инструмент требует предварительной «обкатки», на которую иногда уходит более двух лет. Поэтому об эффективности УИ можно судить только после его адаптации к уникальным условиям конкретной организации и анализа допущенных ошибок. К сожалению, доноры нередко ориентируются на краткосрочные горизонты, и не проявляют необходимой выдержки. В связи с этим, опытные НКО сначала запасаются ресурсами и только потом приступают к освоению новой практики. При этом дорогостоящие УИ, которые сулят значительную отдачу в долгосрочной перспективе (это системы управления знаниями, технологии работы с «большими данными» и т.п.) чаще всего привлекают внимание крупных организаций: о выборе в пользу таких УИ сообщили 55% солидных НКО и только 26% малых и средних организаций.

Инструменты, способствующие построению конструктивных отношений с партнерами, вызывают самый большой интерес. В 2014 году 86% респондентов были вовлечены в партнерские инициативы, а в 2015 году численность таких НКО вероятнее всего возрастет до 96%. Участники опроса отметили, что сотрудничество выгодно всем вовлеченным сторонам, однако по показателю удовлетворенности инструментарий такого типа оказался на третьем месте.

Степень удовлетворенности освоением и применением УИ достаточно высокая. Команда Bridgespan составила своеобразный рейтинг, распределив 25 инструментов по степени их популярности в НКО-секторе.

Первое место заняли УИ, позволяющие организациям определять миссии, разрабатывать долгосрочные стратегии и теории изменений, своевременно оценивать возможные риски и снижать воздействие отрицательных факторов.

За ними последовали модели сотрудничества, расширяющие возможности для решения сложных социальных проблем (инициативы коллективного воздействия и т.п.).

И на последнем месте оказались методики, предназначенные для оптимизации рабочих процессов — такие как составление карты ключевых игроков или сегментация аудитории доноров.

1

Даже самая низкая оценка, которую получили системы управления знаниями, оказалась достаточно высокой — этими инструментами «довольны» или «очень довольны» более половины (53%) респондентов, что само по себе очень неплохо. А другие УИ понравились участникам опроса еще больше. При этом отношение организаций к различным управленческим практикам напрямую зависело от объема затраченных ресурсов: чем больше энергии и средств вложено в освоение инструмента, тем выше показатель удовлетворенности.

Освоение инструментария не всегда согласуется с ключевыми тенденциями развития сектора. Как правило, НКО используют УИ для решения текущих задач и не всегда задумываются о перспективах, связанных с укреплением финансовой устойчивости, развитием коммуникаций или оценкой социальных результатов. Самыми непопулярными оказались инструменты, предназначенные для «измерения эффективности» и «управления талантами», потому что большинство доноров не проявляют к данным направлениям должного интереса.

Отношение к расширению масштабов социальных преобразований зависит от размеров НКО.  К реализации «стратегий масштабирования результатов» (которые, например, могут заключаться во внедрении технологических инноваций) готовы три четверти крупнейших НКО, а среди организаций с годовыми доходами менее 3 млн долларов таких «желающих» оказалось чуть более 30%. Аналогичным образом, в группе солидных НКО оказалось в три раза больше организаций, стремящихся к участию в инициативах, основанных на использовании схемы социальных облигаций (socialimpactbonds), а среди НКО меньшего размера доля таких энтузиастов составила всего лишь 9%.

Финансовое обеспечение аналитической и оценочной практики. Опрос показал, что доноры обращают внимание на самые успешные организации (об этом сообщили 80% респондентов), но при этом очень редко поддерживают инициативы по сбору доказательств эффективности (evidence). В частности, финансовую помощь на проведение оценки получили только 18% НКО. Поэтому более половины организаций, намеренных улучшить свою аналитическую работу в 2015 году, вложили в данное направление собственные ресурсы. Однако этих инвестиций недостаточно.

1Опрос показал, что УИ играют в жизни НКО очень важную роль и, в частности, существенно влияют на эффективность программ и услуг. Однако рассуждения лидеров «о самом важном» нередко расходятся с тем, что происходит в их организациях на самом деле. Очевидно, что на мнения и действия НКО существенно влияет позиция фондов, которые считают управленческие инициативы некоммерческого сообщества не слишком убедительными. Эксперты отмечают, что настроение доноров вряд ли изменится (во всяком случае – не в ближайшее время), и советуют благотворительным организациям сконцентрировать усилия и ресурсы на тех инструментах, которые помогут укрепить отношения с ключевыми стейкхолдерами, и заложат фундамент для устойчивой работы на долгие годы. Наряду с этим, профессионалы рекомендуют уделять больше внимания методам и техникам, которые формируют системный взгляд на программы / услуги и создают условия для анализа не только социальных, но и финансовых показателей. Таким инструментом, в частности, является «система сбалансированных показателей» (BSC — balanced scorecard).

В целом, НКО обозначили 18 инструментов, которые хотели бы освоить в 2015 году. При этом наибольший энтузиазм проявили малые и средние организации, которым фонды практически не помогают. В связи с этим авторы отчета призвали доноров поддержать стремление НКО к развитию аналитических компетенций, а участникам опроса дали простой совет: «Не стоит слишком быстро наращивать арсенал инструментов, лучше выбрать те УИ, которые действительно принесут пользу и помогут организации сконцентрироваться на самом главном».

Источники:  The Bridgespan Group

Кейс: Управленческие инструменты НКО-сектора: 1 комментарий

  1. Тут изучено 25 управленческих инструментов. А сколько таких инструментов знаете Вы? Большинство из них нам хорошо и давно известны. Как говорится — «не знал, что говорю прозой». Тем не менее, очень рекомендую посмотреть. Уже недалеко то время, когда осознанное применение управленческих инструментов будет давать конкретной НКО солидное преимущество перед коллегами.

Добавить комментарий