Франчайзинг в социальном секторе – способ тиражирования успешных моделей

Социальный франчайзинг – это бизнес-модель, позволяющая распространять успешные практики НКО. Стипендиат британской программы Clore Social Fellowship Дэн Береловиц (Dan Berelowitz) сравнил успешные модели коммерческого и социального франчайзинга, и разработал рекомендации для субъектов социального сектора.

В отчёте «Социальный франчайзинг – Инновации и ценность старых идей» (Social Franchisinginnovation and the power of old ideas) говорится о том, что в погоне за инновациями финансирующие организации порой не замечают, что новые разработки не особо отличаются от уже имеющихся практик, которые доказали свою эффективность. Дэн Береловиц предлагает участникам социальных преобразований обратить взоры на социальный франчайзинг, который поможет некоммерческим организациям сэкономить время и ресурсы. Сравнив опыт компании Макдональдс (McDonald’s) по распространению коммерческой модели услуг и социальный франчайзинг  продуктового банка фонда TrussellTrustFoodbank, автор отчёта поделился с НКО полезными наблюдениями и советами.

Практические советы:

  • Стремясь расширить масштабы деятельности, убедитесь в том, что партнеры (франчайзи) способны воссоздать процессы и системы, предложенные вашей организацией;
  • Тщательно изучите информацию об организациях, которым планируете предоставить право на использование ваших технологий / моделей;
  • Обучайте и постоянно повышайте квалификацию своих сотрудников и партнёров;
  • Проведите экспериментальную проверку бизнес-модели и убедитесь в том, что она поддаётся воспроизведению;
  • Постоянно анализируйте полученный опыт и совершенствуйте предложение для потенциальных приобретателей прав на использование вашей модели;
  • Развивайте сети для поддержания высокого качества работ / услуг и развития инновационной деятельности;
  • Чтобы адаптировать модель к местным контекстам, предоставьте партнёрам свободу действий в рамках общей концепции;
  • Разработайте план достижения финансовой стабильности. Финансовая модель должна обеспечить центральной организации (франчайзеру) поступление доходов, которые будут достаточны для поддержки партнёрской сети;
  • Изучайте состояние рынков и оперативно корректируйте свою деятельность;
  • Укрепляйте бренд.
Ключевые аспекты, которые необходимо учитывать в процессе разработки модели франчайзинга:

  1. ение
  2. Идея
  3. Знания
  4. Процессы
  5. Бренд
  6. Сети
  7. Обучение
  8. Охрана труда
  9. Бизнес-планы
  10. Системы мониторинга и оценки
  11. Информационные технологии / системы и веб-сайт

Дэн Береловиц подчёркивает, что успех социального франчайзинга во многом определяется способностью франчайзера выстраивать конструктивное взаимодействие с теми, кто намерен воспроизвести модель в новых условиях, порой не совпадающих с исходными. Поэтому  вопросам обучения и обмена опытом следует уделять особое внимание. Это непростая задача, но ещё сложнее убедить доноров в том, что некоммерческим организациям не обязательно изобретать то, что уже изобретено.

Источник: Civil Society Media Ltd

Добавить комментарий