Рекомендации для доноров: как определить «кпд» и усилить действие катализаторов рынка

Многие фонды, агентства внешней помощи и социальные инвесторы приветствуют работу «рыночных новаторов», которые формируют положительные тенденции в масштабах сектора и способствуют освоению новых подходов к борьбе с бедностью. 10Однако найти подходящие форматы для поддержки такой «неосязаемой» деятельности и оценить её эффективность бывает непросто. Эксперты инвестиционной инициативы Accion Venture Lab (США) решили поделиться с донорами своими находками и подготовили несколько практических советов.

  • Продумайте несколько сценариев распространения и внедрения передового опыта. Организации, которые запускают инновационные проекты с нуля, редко просчитывают варианты распространения полученного опыта «на случай успеха». Тиражирование практик, прошедших экспериментальную проверку, как правило, больше волнует других заинтересованных субъектов и партнёров. В силу данного обстоятельства успешный пилотный проект не всегда получает развитие на базе той же организации, которая проверяла эффективность новой разработки. Поэтому донорам стоит следить за прогрессом «стартапов» и держать наготове несколько сценариев раскрутки инноваций.
  • Ориентируйтесь на достижения сектора, не ограничиваясь показателями отдельной организации. Чтобы получить полноценное представление о социальной эффективности инвестиций, необходимо получить от  провайдера конкретной услуги сведения о количестве благополучателей, а также выяснить, какую аудиторию потребителей обслуживает весь сектор. Безусловно, связь между результатами сектора и отдельной инициативы установить очень сложно, однако запросы доноров всегда являлись надёжными стимулами для развития оценочных инструментов.
  • «Раскручивайте» передовые практики и следите за узнаваемостью. Если о стартапах никто не знает, то их достижения останутся за кадром. Публикуйте обзоры, факты, истории успехов и неудач; следите за упоминаниями в СМИ; и наблюдайте за ходом дискуссии внутри отрасли.
  • На каждом этапе жизненного цикла инноваций пользуйтесь уникальными показателями. Бытует мнение, что на более поздних стадиях внедрения инноваций социальный эффект всегда выше, чем на начальном этапе. Однако стартапы уже много раз удивляли доноров, демонстрируя первичный охват от 0 до 1 000 потребителей, и обеспечивая стремительный рост с дальнейшим выходом на миллионные аудитории. Поэтому показатели оценки результатов должны отражать специфику каждого этапа и учитывать особенности каждого проекта.
  • Запаситесь терпением. По мере эволюции организаций-катализаторов рынка косвенное воздействие их деятельности на весь сектор становятся более заметным: активизируются конкуренты и подражатели; увеличиваются объёмы инвестиций в рамках отдельных направлений; организации, внедряющие передовой опыт, быстрее достигают порога рентабельности; и меняются макроэкономические показатели.

Команда Accion Venture Lab надеется на то, что со временем доноры будут уделять должное внимание не только очевидным результатам отдельных проектов, но также косвенному (менее заметному, но не менее важному) влиянию рыночных новаторов на весь сектор или отрасль. Потому что «пионеры и первопроходцы» являются движущей силой общественного прогресса и заслуживают соответствующего признания и поддержки.

Источник: Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий